Содержание темы

При изучении темы студенты должны рассмотреть следующие вопросы:

· техники постановки вопросов

· рефрейминг

· совет

· информирование

· самораскрытие

Техники постановки вопросов.

В психологии существуют различные классификации типов вопросов. Так, потребность получить развернутое или краткое сообщение от собеседника обусловливает деление вопросов на открытые и закрытые.

Помимо открытых и закрытых типов вопросов существуют специальные вопросы, выделяемые в рамках психологического консультирования (Geldard, K.,Geldard, D., 2005, Munro,A., Manthei,B., Small, J., London, 1990)

· вопросы, направленные на получение новой информации от клиента. Например: «Не могла бы вы рассказать об этом подробнее?»

· вопросы, приглашающие клиента к свободной беседе. Например: «Не могли бы вы рассказать о том, что беспокоит вас на сегодняшний день?», «О чем бы вы хотели поговорить сегодня?» и др.

· уточняющие вопросы – вопросы, направленные на уточнение деталей. Например: «Что именно мешает вам сосредоточиться?».

· вопросы, направленные на выявление эмоций и чувств клиента. Например: «Что вы чувствуете сейчас?»

· вопросы, направленные на выявление цели клиента. Например: «Что бы вы хотели изменить в вашей жизни?»

· гипотетические вопросы – вопросы типа «Что будет, если….?» Например: «Что произойдет, если вы опоздаете на работу?»

Рефрейминг это интерпретация событий, вызывающих отрицательные эмоции или мысли клиента в позитивном ключе. Данная техника помогает расширить взгляд клиента на те события, которые волнуют и беспокоят его. Эта техника особенно эффективна в тех случаях, когда трудно изменить что-либо в создавшейся ситуации.

Совет – это пожелание, информация, общие идеи о том, как вести себя, думать, действовать. Желательно прибегать к данной технике только после повторяющейся, настойчивой просьбы клиента, так как увлечение этой техникой создает у психолога иллюзию эффективности и законченности работы, а клиента лишает возможности быть самостоятельным и ответственным за принятие важного для него решения.

Информированиене является обязательной для использования техникой, но может оказаться эффективным при интегративном подходе. Давая информацию клиенту по его запросу, психолог должен придерживаться следующих правил:

· сообщать только о том, о чем просит клиент

· информация должна быть релевантная проблеме клиента

· информирование должно быть кратким

· информирование не должно превратиться в поучение, нотацию.

Самораскрытие– способствует эмоциональному самовыражению собеседника, увеличивает доверие между психологом и клиентом. Самораскрытие может использоваться как эмоциональная поддержка психолога. Однако в процессе самораскрытия недопустимы длительные рассказы терапевта о себе, своей незаурядности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: