Методические указания:
Следует более пристально рассмотреть стратегии ведения консультации:
1. Прежде всего, беседа с двумя, а не с одним супругом, более диагностична, позволяет сразу же увидеть те проблемы и трудности, на которые клиенты жалуются. Так, особенности их взаимодействия в консультации вскрывают многое из того, о чем им бывает трудно говорить, и позволяют наглядно выделить то, что определяет характер отношений и что самим супругам трудно обозначить более четко.
2. Работа с обоими партнерами позволяет в ходе приема непосредственно апеллировать к паттернам их отношений, проявляющимся в особенностях взаимодействия супругов в консультации. Обращение к происходящему "здесь и теперь" бывает более убедительным и эффективным, чем анализ того, что происходит за пределами кабинета консультанта.
3. Присутствие обоих клиентов позволяет с успехом использовать целый ряд особых техник и приемов, таких, например, как семейная скульптура, заключение контракта и др., способствующих более успешному и эффективному ведению супружеской терапии, применение которых при наличии лишь одного клиента либо в принципе невозможно, либо весьма затруднено.
|
|
4. Приход обоих супругов в консультацию часто означает их более серьезную мотивацию к работе, предполагает, что работа будет более длительной и более углубленной. Кроме того, при одновременной работе с обоими партнерами можно в случае необходимости поддерживать рабочую мотивацию одного из них "за счет" другого.
5. Консультирование супружеской пары часто является более эффективным. Ведь если оба супруга серьезно настроены на перестраивание своих отношений и стремятся в своей совместной жизни реализовать все то, что обсуждается и отмечается во время приемов, то изменения в отношениях наступают значительно быстрее и в принципе могут быть более значительными и стабильными, чем при работе с одним из супругов. В последнем случае, для того чтобы дождаться каких-либо изменений, супругу часто необходимо набраться терпения и достаточно долго без какой-либо взаимности демонстрировать более совершенные паттерны поведения, прежде чем другой почувствует и как-то отреагирует на это.
Необходимо обратить внимание на различные подходы в консультировании супружеских конфликтов с точки зрения коммуникативного, когнитивного, поведенческого подходов.
Одной из интересных методик является методика «Конструктивная ссора» Станислава Кратохвила. Сущность методики состоит в том, что супругам предлагают разыграть реальную или гипотетическую (согласно предложенному психологом исходному сценарию) конфликтную ситуацию, а затем с помощью специального опросного листа (оценочного формуляра) оценить эффективность своего поведения в только что разыгранной конфликтной ситуации.
|
|
Таблица 1. Оценочный формуляр для методики «Конструктивная ссора»
Стиль ссоры: | |||||
№ | Параметр оценки ссоры | Конструктивное поведение | + | - | Деструктивное поведение |
Конкретность | Атака или защита направлены на определенные и конкретные поступки в настоящее время | Разговор неконкретный, поведение можно назвать типичным; говорят о прежних поступках или о вещах, не имеющих отношения к решаемой проблеме | |||
Включенность супругов во взаимодействие | Оба партнера активно включаются во взаимодействие, «бьют и получают сдачи» | Один из участников не включается в ссору, уклоняется от нее, обижается и раньше времени ее заканчивает | |||
Стиль общения | Ясные и открытые сообщения, каждый говорит за себя, обдумывает свои слова; другой его понимает и отвечает | Излишне частое повторение своего, плохо слушают друг друга, скрытые намеки и неясности, укрываются за высказываниями и словами других лиц | |||
«Честная игра» | Не используются удары «ниже пояса», принимается во внимание, что может вынести партнер | Аргументы не относятся к предмету ссоры, но больно бьют партнера по его слабым местам | |||
Результаты ссоры: | |||||
№ | Параметр оценки ссоры | Конструктивное поведение | + | - | Деструктивное поведение |
Информатив-ность взаимодействия | Что-либо узнал или понял, научился чему-то новому | Не узнал ничего, о чем не слышал бы раньше | |||
Насколько супруги смогли отреагировать накопившиеся у них эмоции | Уменьшилась напряженность, высказывались жалобы, претензии, дан выход эмоциям, снизилось раздражение | Разговор не привел к уменьшению напряженности, она осталась или даже повысилась | |||
Насколько супруги сблизились в результате взаимодействия | Ссора привела к взаимопониманию и сближению, супруги чувствуют, что зависят друг от друга, и правильно себя оценивают | Супруги еще более отдалились друг от друга, не понимают друг друга или чувствуют какую-то несправедливость | |||
Привело ли взаимодействие к улучшению ситуации | Ссора привела к решению проблемы, выходу из конфликтной ситуации, к пониманию и взаимным уступкам; обдумано и обсуждено дальнейшее п ведение | Решение не найдено, партнер не старался, улучшить ситуацию, или не поддерживал такое стремление у другого, не идет на уступки и не желает в себе что-либо изменить |
Литература:
1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.
2. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: "Ось-89", 2003. – 336 с.
3. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.- 512 с.
4. Психотерапевтическая энциклопедия /Под общей редакцией Б. Д. Карвасарского. – СПб: Питер Ком, 1999. – 752 с.
5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 656 с.
Тема 6. Консультирование супружеских конфликтов после расторжения брака
Методические указания:
В процессе изучения темы следует рассмотреть набор стратегий и тактик, который с некоторыми вариациями используется в ситуациях воздействия, следующий:
1. Ориентация клиента на принятие собственной вины и ответственности за происходящее.
2. Ориентация клиента на понимание, анализ и принятие собственных чувств как на единственную возможность понимания себя и собственного поведения.
3. Подготовка более глубокого контакта с другим человеком, отношения с которым у клиента не складываются, с использованием его чувств и переживаний как основы для восстановления более доверительных отношений.
|
|
4. Планирование и осуществление каких-то конкретных поведенческих шагов, направленных на немедленное изменение ситуации.
Осуществление такой стратегии работы с клиентом опирается на два различных аспекта работы консультанта, которые в какой-то мере являются синтезом принципов гуманистической и поведенческой психотерапии:
1. Умение понимать, сопереживать, поддерживать и анализировать чувства клиента по отношению к ближайшим другим.
2. Способность четко и конкретно планировать изменения в жизни клиента, структурировать все, что он говорит и делает, давать обратную связь и корректировать его высказывания.
Нам представляется, что использование данных принципов в работе с любыми случаями обращений может успешно служить решению различных задач, возникающих в процессе консультирования. С этой точки зрения, предложенные стратегии работы с конкретными случаями наглядно демонстрируют, как можно работать в области психологического консультирования. Разумеется, нетрудно представить какую-то иную модель воздействия, основанную на других принципах, на иных представлениях о целях и задачах консультирования, поскольку предложенная здесь модель ни в коей мере не является исчерпывающей или единственно возможной. Завершая эту работу, хочется еще раз подчеркнуть: психологическая практика привлекает автора именно тем, что возможности успешных стратегий работы в этой области кажутся неисчерпаемыми. Конечно, тому, кто только начинает свой профессиональный путь, лучше ориентироваться на опыт и мнение коллег, но, "встав на ноги", каждый рано или поздно будет двигаться своим путем, следуя к одной цели - по мере сил помогать другим в решении их проблем.
Литература:
1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.
2. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: "Ось-89", 2003. – 336 с.
|
|
3. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.- 512 с.
4. Психотерапевтическая энциклопедия /Под общей редакцией Б. Д. Карвасарского. – СПб: Питер Ком, 1999. – 752 с.
5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 656 с.