X. Методические рекомендации для преподавателей

Для наиболее эффективного обучения дистантному консультированию, необходимо применять активные формы обучения, используя различные игровые тренинговые методы (ситуационно-ролевые игры, дидактические игры, творческие игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, имитационные игры).

Преподавателям данного курса рекомендуется создать условия для отработки всех изучаемых навыков на практике. Преподавателю данного курса предлагается договориться с администрацией ВУЗа об обеспечении аудитории телефонным аппаратом для того, чтобы во время занятий могли поступать реальные звонки от клиентов, и студенты могли оказывать психологическую помощь звонящим абонентам. Для этого можно предложить студентом младших курсов, родственникам, друзьям, знакомым студентов позвонить в заранее оговоренное время в аудиторию и предложить слушателям данного курса выступить в роли консультантов. Важно, чтобы абоненты знали, что ситуация обучающая (но практика показывает, что это не останавливает людей, желающих получить бесплатную психологическую консультацию, и звонков всегда достаточно много). В качестве обучающего пособия преподавателю предлагается провести демонстрационную сессию для студентов, поработав с одним из абонентов (или одним из студентов, сидя спина к спине) лично. Это всегда является более ценным опытом и дает больше возможностей для понимания специфики работы на телефоне доверия, по сравнению с сухим и академическим теоретическим материалом.

Ролевая игра – это благотворная, живая и интересная форма обучения и отработки навыков эмпатии и ее можно использовать для обучения студентов психологическому консультированию.

Описание ситуации:

из 3-7 участников образуется малая группа. Одному предоставляется роль клиента, другому терапевта, а остальные являются наблюдателями. В начале ролевая игра продолжается 5 минут, затем можно увеличивать время до 10-20 минут. Для достижения наибольшего сходства консультации с реальным диалогом на телефоне доверия, консультанту и клиенту предлагается сесть на стульях спина к спине, так, чтобы она не могли видеть лица друг друга, а могли лишь слышать голос.

Задача клиента:

клиент предъявляет некий случай или вопрос – желательно из своей собственной жизни для придания подлинности беседе. Он не может вести себя неправильно, и терапевту следует сосредоточиться на любом важном, пусть даже и неожиданном поступке клиента.

Задача терапевта:

перед терапевтом может стоять несколько задач. Во-первых, максимально полное применение активного слушания и рефлексивного метода, а так же различных техник, изучаемых в теоретическом блоке; во-вторых отработка навыков ведения терапевтической беседы по конкретным этапам; в-третьих, применение эмпатии к клиенту.

Задачи, стоящие перед терапевтом могут варьироваться в зависимости от темы практического занятия.

Задача наблюдателей:

остальные участники группы наблюдают за ролевой игрой между клиентом и терапевтом. Чтобы облегчить точное наблюдение и анализ, они фиксируют фрагменты беседы. Дословно записываются наиболее значимые высказывания о чувствах и желаниях клиента, его вопросы, а также, по возможности, реакции и ответы терапевта. В самом начале наблюдатели могут распределить между собой эти задачи, чтобы не создавать больших трудностей. Запись ролевой игры значительно облегчает решение задач, стоящих перед участниками, способствует более точному анализу.

Оценка ролевой игры

Клиент, терапевт и наблюдатели (по очереди) проводят свободный и спонтанный обмен мнениями (5 минут). После этого анализируются все высказывания терапевта на основании сделанных заметок, магнитофонной записи и следующих вопросов:

· Какие приемы активного слушания были использованы в диалоге?

· Что и каким образом отражалось?

· Что достигнуто благодаря отражению?

· Какие значимые высказывания клиента не были отражены?

· Какие методы, были использованы и насколько успешно?

· Можно ли считать диалог завершенным?

· Какие целей добился консультант в результате диалога?

· Какие выводы сделал абонент (клиент) после завершения диалога?

Вопросы могут меняться, в зависимости от поставленной перед консультантом цели.

Анализ и оценка ролевой игры могут быть улучшены путем применения соответствующей оценочной шкалы.

Так же студентам для освоения практических навыков скриботерапии предлагается самим писать письма, излагая свои реальные проблемные ситуации. После этого письмо передается другому участнику группы, и он должен проанализировать письмо, провести психографологическое исследование, сделать выводы о психологических особенностях автора письма и написать ответ. Далее все письма обсуждаются в группе, анализируются профессиональные находки студентов и ошибки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: