Понятие психологического консультирования. Зарубежный и отечественный опыт консультирования. Актуальность психологического консультирования организаций на современном этапе экономического развития.
Основные задачи психологического консультирования организаций. Управленческое консультирование. Определение понятия, целей и задач консультирования. Основные формы и модели консультативной помощи. Связь консультирования и психотерапии. Теория личности и практика консультирования. Проблема методов исследования в психологическом консультировании.
Структура процесса консультирования. Общие принципы, типы и уровни консультирования. Психологическое консультирование персонала организации.
Основные принципы консультативной помощи: принцип причинности, "консультативного альянса", доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту, ориентации на нормы и ценности клиента, осторожного отношения к конкретным советам и рекомендациям, профессиональной этики, ответственности.
|
|
Литература:
Основная:
1. Глэддинг С. Психологическое консультирование. - СПб.: Питер, 2002.
2. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. М., 2003. – 256 с.
3. Истратова О.Н. Справочник психолога-консультанта организации. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 638 с.
4. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2001. – 224 с.
5. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии: Учеб.пособие. – М.:Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.- 352 с.
Дополнительная:
6. Бондаренко О.Р. Умное незнание психолога-консультанта: Из опыта подготовки психологов-консультантов //Журнал практического психолога. - 1998. - №7. - С. 54 - 58.
7. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г., Яковлева Н.Г. Менеджмент персонала: Учебное пособие. – Ростов н/Д «Феникс», 2003. – 448 с.
8. Могрунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. – М., «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000.- 264 с.
9. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. -- М.: Владос, 1999.
10. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие/Под ред.Кабаченко Т.С. – СПб.:Питер, 2003. – 400 с.
Веб-ресурсы: по выбору студента в соответствии с библиографическим списком
Самостоятельная работа студентов:
Домашнее задание № 1. «Нуль-тест»
Цель: выявить профессиональные позиции студентов, которые можно улучшить.
Метод: тестирование.
Инструкция: оцените себя и ваши умения по шкале от 1 до 10 (1- низкий балл, 10 – наивысший балл)
- Как много Вы знаете о мотивации и поведении людей?
- Насколько Вы свободно общаетесь?
- Насколько Вы удовлетворены своим образом Я?
- Как Вы сами оцениваете себя как управленческого психолога?
- Что Вы думаете о том, насколько остальные ценят Вас как управленческого психолога?
- Как много Вы знаете о работе практического психолога на предприятии?
- Насколько у Вас богатый опыт в практической психологии?
- Какую роль играет получаемое образование в успешности Вашей деятельности как психолога-практика?
- Насколько хорошо Вы работаете над своим профессиональным совершенствованием?
- Насколько Вы получаете удовольствие, помогая другим людям?
- Насколько Вы любите представлять себя в будущем практическим психологом?
- Насколько Ваше профессиональное будущее зависит от вас?
- Насколько хорошо Вам известны функциональные обязанности и права практического психолога?
Насколько Вам свойственны:
|
|
14. Эмпатия. Я вижу мир глазами других. Я понимаю другого, т.к. могу почувствовать себя в его коже. Я понимаю настроение моего собеседника и отвечаю на него.
15. Тепло. Признание личности другого. Я выражаю, не всегда обязательно чувствуя, разными способами, что я уважаю другого, признаю его право на свое мнение, даже ошибку. Я человек, активно поддерживающий других.
16. Искренность, подлинность. Я более искренен, чем фальшив, в своем взаимодействии с окружающими. Я не скрываюсь за ролями и фасадами, не стремлюсь произвести впечатление, «сделать вид», поэтому другие знают, на чем я стою в самом деле. Я остаюсь самим собой в своем общении с другими людьми.
17. Конкретность. О себе я не могу сказать, что выражаюсь неопределенно, когда разговариваю с людьми. Я не говорю общих фраз, не хожу вокруг и около, соотношусь с конкретным опытом и поведением. Я говорю ясно и четко.
18. Инициативность. Во взаимоотношениях с другими я занимаю активную позицию: сам действую, а не только реагирую. Вступаю в контакт, а не жду, когда вступят в контакт со мной. Я проявляю инициативу по разным поводам в отношении людей.
19. Спонтанность. Непосредственность в проявлении себя. Я дейсвтую открыто и прямо во взаимоотношениях с окружающими, не раздумывая о том, как я буду выглядеть со стороны.
Выделите свои сильные и слабые стороны. Кратко составьте свой профессиональный портрет на сегодняшний день. Напишите, что бы Вы хотели развить в себе, как профессионал.
Домашнее задание № 2. «Кто Я?»
В течение 25 минут вы должны ответить на вопрос: «Кто я?», используя слова и предложения. Пишите то, что приходит в голову.
Домашнее задание №3.
Упражнение. «Персона».
Перечислите свои любимые предметы одежды, украшения и пр., которые вы обычно носите (сумочка, цепочка и т.п.). выберите что-нибудь, что, как вам кажется, наиболее представляет вас, в качестве неотъемлемой части вашего образа себя. Выберите что-нибудь, что вы носите на себе или с собой почти все время.
Походите без этого неделю и понаблюдайте свою реакцию на отсутствие этого предмета.
Дайте поносить это приятелю (приятельнице). Какова ваша реакция, когда вы видите это у другого?
Верните предмет себе через две недели. Как вы чувствуете себя сейчас, когда этот предмет вновь у вас?
Напишите самоотчет.
Упражнение.«Цели».
Уделите этому упражнению 15 минут. Возьмите четыре листа бумаги и ручку. На одном листе напишите: «Каковы мои жизненные цели?». В течение пяти минут ответьте на этот вопрос. Записывайте все, что вам приходит в голову, независимо от того, насколько это вам покажется общим, или абстрактным, или тривиальным. Вы можете записать личные, семейные, профессиональные, социальные, общественные или духовные цели, и пр. дайте себе еще две минуты, чтобы просмотреть ваш список, дополнить или исправить что-то. Затем отложите этот лист в сторону.
Возьмите второй лист и напишите сверху: «Как я хотел бы провести ближайшие три года?» - потратьте пять минут на ответ, потом в течение двух минут просмотрите, проверьте, исправьте, дополните список. Это поможет вам уточнить ваши цели, наметить их более определенно, чем в первом вопросе. Отложите и этот лист.
|
|
Чтобы увидеть свои цели под другим углом, напишите на третьем листе: «Если бы я знал, что мне осталось жить шесть месяцев с сегодняшнего дня, как бы я прожил их?» Цель этого вопроса – выяснить, нет ли чего-нибудь, что важно для вас, но чего вы не делаете и о чем даже не задумываетесь? Пишите также пять минут, и возьмите еще две минуты на просмотр. Затем отложите и этот лист.
На четвертом листе выпишите три цели, которые кажутся вам наиболее важными из всех, ранее записанных.
Сравните ваши листы. Есть ли какие-нибудь темы, проходящие через различные названные вами цели? Относятся ли все ваши цели к какой-нибудь определенной категории, например, к личным или социальным? Есть ли одинаковые цели на первых трех листах? Отличаются ли чем-нибудь от всех других три цели, которые вы выбрали в качестве наиболее важных?
Обнаружьте отношения между вашими целями и вашей повседневной деятельностью.
Напишите самоотчет.
Предоставить выполненные домашние задания по теме преподавателю. Задания войдут в портфолио и будут учитываться при оценивании работы студента по данной дисциплине.