Цель: знакомство с практическими методами психолога-консультанта
Группа разбивается на пять подгрупп и в течение 15 минут готовит выступление (8 мин) по одному из вопросов (используя основную и дополнительную литературу по теме):
- Основные концептуальные подходы к мотивации.
- Сущность мотивации труда.
- Основные правила мотивации, виды и типы мотивов к труду.
- Типы мотивации сотрудников.
- Методы улучшения мотивации и повышения результативности.
Выступление дополняется схемой образов, нарисованных на ватмане.
По окончании выступлений всех групп делаются общие выводы.
Ролевая игра «Королевство».
Вся группа садится в круг. Преподаватель берет на себя роль «радио королевства», он находится за кругом и читает инструкцию: «Дорогие жители королевства! Сегодня ночью король и вся его свита (королева, министры, охрана) сбежали. Теперь некому управлять нашим королевством. Что же теперь будет?»
Задача группы: отреагировать на сообщение «радио королевства».
По ходу событий, происходящих в королевстве «радио королевства» делает комментарии. Привести примеры комментариев достаточно сложно, т.к. игра непредсказуема и индивидуальна для каждой группы.
|
|
Время игры – 45-50 минут. Игра записывается на видеокамеру, после окончания проводится тщательный анализ.
Вот приблизительный перечень критериев анализа: функции игры, задачи, цели, особенности поведения участников, стратегии поведения, результаты и т.д.
Важно! У ведущего должен быть навык ведения и анализа данной игры.
Ролевая игра «Увольнение».
Вариант 1. Участники: начальник и подчиненный
Информация: сотрудник приходит к начальнику отдела и сообщает, что хочет уволиться. Говорит, что нашел работу ближе к дому и сможет больше времени уделять воспитанию детей.
Инструкция начальнику: К вам приходит подчиненный, который выражает желание уйти с работы. Это является неожиданностью для вас. Попробуйте выяснить настоящую причину ухода.
Инструкция подчиненному: Идете к начальнику, чтобы проинформировать его о своем желании уйти с работы. Истинной причины ухода начальник не знает. Объявите причину только тогда, когда почувствуете, что между вами хороший контакт.
Дополнительная инструкция сотруднику: на самом деле считает, что его работа не оценивается по заслугам, обижен на начальника и поэтому решил уволиться.
Вариант 2. Участники: психолог-консультант в организации и сотрудник.
Инструкции те же.
Игра записывается на видеокамеру. После окончания проводится групповой анализ ситуации, поведения всех участников. Выделяются ошибки, анализируется разница поведения начальника и психолога.
|
|
Упражнение «Письменная жалоба»
Участники: руководитель предприятия, заведующий отделом, психолог-консультант.
Информация: на заведующего одного из отделов поступила письменная жалоба от его подчиненных. В жалобе говорилось, что он груб и нетактичен в общении, а также старается всячески подчеркнуть свое превосходство. Руководитель должен как-то отреагировать на жалобу.
Вариант 1. Он вызывает к себе данного заведующего.
Вариант 2. Он вызывает к себе психолога-консультанта и советуется с ним.
Вариант 3. Перекладывает решение вопроса на психолога-консультанта.
Задание: руководитель должен разобраться в ситуации.
При этом заведующий отделом:
А) новый человек на предприятии;
Б) давно работает на предприятии, но в должности недавно;
Г) давно работает в этой должности.
Все варианты игры записываются на видеокамеру. После окончания проводится групповой анализ ситуации, поведения всех участников. Выделяются ошибки, анализируется разница поведения начальника и психолога.
Упражнение «Игры в компаниях» на основе домашнего задания № 4.
Общим обсуждением выбираются несколько игр, описанных студентами. Ведущим в игре будет автор выбранной игры. Он распределяет роли и объясняет контекст. После разыгрывания проходит групповое обсуждение. Желательно, чтобы все члены группы были участниками.
Метафорическая деловая игра по сказке «Королевство кривых зеркал».
Ситуация: Каждый раз, когда руководитель уезжает в отпуск или командировку, работа разваливается. Его сотрудники не могут работать без своего шефа. Каким образом руководителю организовать работу своих сотрудников, чтобы они стали самостоятельными, могли координировать работу друг с другом и нести ответственность за результат даже в отсутствие руководителя?
Метафора. Эпизод, уходила в магазин и велела Оле, своей внучке, делать уроки. При этом бабушка запретила Оле есть варенье из шкафа. Оля пообещала ангельским голосом. Как только бабушка вышла из квартиры, Оля перестала делать уроки и побежала к шкафу есть варенье.
Первая команда – «Оля» (аналогия с сотрудниками). Инструкция: «При каких условиях Вы будете делать уроки и не есть варенье в отсутствии бабушки?»
Вторая команда – «Бабушка» (аналогия с руководителем). Инструкция: «Что вам нужно сделать, чтобы в ваше отсутствие Оля делала уроки, а не ела варенье?». Команда начинает презентацию первой.
Во время проведения игры на этапе перевода сказочных алгоритмов в деловые приемы менеджмента преподаватель может воспользоваться подсказкой – примером: Игра: «Бабушка закрывает шкаф с вареньем на ключ. Ключ берет с собой и обещает отдать его Оле, когда та закончит делать уроки». Бизнес-реальность: «Руководитель каждому сотруднику устанавливает четкую задачу на период своего отсутствия и обещает конкретное вознаграждение, когда работа будет сделана».