Тема3: «Основные процедуры, техники и результаты консультирования»

Часть I.

Цель: развитие навыков ведения консультативного контакта.

Методы: упражнение, работа в малых группах, обсуждение, демонстрационные ролевые игры.

Все упражнения проводятся в учебной группе (15-20чел).

Упражнение 1. «Пространство»

Студенты разбиваются на пары. Каждой паре выдается карточка, на которой написан один из физических компонентов консультационного контакта.

Пара разыгрывает консультационный контакт (3-5 мин) с использованием данного физического компонента, где один участник берет на себя роль консультанта, а другой – клиента. Важно: осознавать чувства, возникающие в процессе консультативного контакта.

Примеры физических компонентов: А) в кабинете есть стол, и он расположен между клиентом и консультантом; стулья клиента и консультанта поставлены по одну сторону от стола; консультант сидит за столом, а клиент сбоку на кресле или стуле. Б) Стул консультанта выше стула клиента; стул клиента выше стула консультанта; стулья одинаковой высоты; клиент сидит лицом к входной двери; клиент сидит спиной к входной двери; клиент сидит боком к входной двери. В) У консультанта звонит мобильный телефон; у клиента звонит мобильный телефон; кто-то входит в дверь со стуком; кто-то входит в дверь без стука. Г) Клиент сидит лицом к окну; консультант сидит лицом к окну. Д) клиент сидит лицом к часам; консультант сидит лицом к часам. Е) В кабинете нет стола, клиент и консультант сидят напротив друг друга в фиксированных креслах (стульях) на большом расстоянии; на маленьком расстоянии; на среднем расстоянии. Ж) Кресло или стул клиента расположено стационарно (не двигается), кресло или стул консультанта двигается; кресло или стулья и клиента и консультанта двигаются.

После каждой презентации происходит обмен мнениями: сначала говорят участники, а потом наблюдатели. Делаются выводы, которые записываются на доске. В конце выделяются компоненты, способствующие эффективному консультативному контакту; ухудшающие консультативный контакт или делающий его невозможным; нейтральные компоненты.

Упражнение 2. «Первая втреча»

Студенты разбиваются на пары. Каждой паре выдается карточка, на которой написан один из вариантов встречи клиента консультантом. Пара разыгрывает консультационный контакт (3-5 мин) с учетом полученного варианта (предложенные варианты нужно домыслить и разыграть), где один участник берет на себя роль консультанта, а другой – клиента. Важно: 1) перед началом показа создать комфортные условия для работы, опираясь на результаты упражнения №1; 2) осознавать чувства, возникающие в процессе консультативного контакта.

Вариант А. Консультант сидит в кабинете, клиент заходит и…

Вариант Б. Консультант встречает клиента при входе в кабинет …

Вариант В. Клиент приходит в пустой кабинет, консультанта нет…

После разыгрывания ситуации консультативного контакта проходит обсуждение, первыми говорят участники, потом зрители. Подробно анализируются ошибочные и правильные способы консультативной встречи.

Упражнение 3. «Личная зона»

Студенты разбиваются на пары. Один берет на себя роль клиента, другой – консультанта. Задача: «Клиент» садится на стул, а «консультант» старается найти оптимальное расстояние для ведения консультационной беседы.

Когда идеальное (с точки зрения «консультанта») расстояние будет найдено, он спрашивает «клиента» о его чувствах, комфортно ему или нет. Если «клиенту» не комфортно, он обязан сообщить об этом открыто. «Консультант» должен продолжить поиск эффективного расстояния. Когда расстояние будет найдено, т.е. «клиенту» комфортно, пара обсуждает полученный опыт и меняется ролями.

По окончании упражнения проводится групповое обсуждение полученного опыта. Вопросы для обсуждения: «Что было самое сложное?» «Что было легко?» «Следует ли учитывать личные зоны и «клиента» и «консультанта»?

Часть II.

Цель: приобрести навыки установления и поддержания контакта

Методы: тренинг, задания для работы в группах, демонстрационные ролевые игры, обсуждение, домашнее задание.

Упражнение 1. Определение ведущей системы восприятия

Студенты берут лист бумаги и ручку. Преподаватель говорит инструкцию: «Я буду называть слово, а вы напишите две-три характеристики к данному слову, которые у вас возникают первыми».

Слова: яблоко, кресло, музыка.

Далее преподаватель рассказывает о системах восприятия информации: аудиальной, кинестетической, визуальной.

После теоретического ознакомления с системами восприятия, студенты анализируют результаты теста и домашнее задание №1, выявляя свою ведущую систему восприятия. Если возникли трудности, то преподаватель помогает определить ведущую систему восприятия.

На доске или ватмане выписываются основные глаголы и прилагательные, используемые в общении кинестетиками, визуалами и аудиалами.

Упражнение 2. «Присоединение по ведущей системе восприятия»

Группа разбивается на тройки. В каждой тройке делаются три карточки, на одной карточке крупно пишется буква А, на второй – К, на третьей – В (начальные буквы систем восприятия). Один участник – «Рассказчик», другой – «Слушатель», активно задающий вопросы и уточняющий полученную информацию, третий – «Приведение». Тройки располагаются в пространстве следующим образом: «Рассказчик» сидит напротив «Слушателя», лицом к доске. «Приведение» сидит сзади «Слушателя». В руках у «Приведения» карточки с буквами (важно: их видит только «Рассказчик»). Когда все будут готовы, «Рассказчик» начинает о чем-нибудь рассказывать, «Слушатель» пытается определить его ведущую систему и пристроится к ней, задавая правильные (в этой же системе восприятия) вопросы. «Приведение» поглаживает «Слушателя» при правильном присоединении и похлопывает при неправильном. Когда «Слушатель» идеально присоединится, «Приведение» показывает карточку с другой буквой «Рассказчику». Тот должен перестроиться и продолжить рассказ в другой системе восприятия. Задача «Слушателя» - достаточно быстро понять это и присоединиться заново. «Приведение» поглаживает «Слушателя» при правильном присоединении и похлопывает при неправильном. Когда «Слушатель» идеально присоединится, «Приведение» опять меняет карточку.

Время общения – 10 минут. По окончании времени в тройках происходит обсуждение (что получилось, что нет, что было трудно, что легко). После проговора, роли меняются. Каждый участник тройки должен побывать в каждой роли.

Когда все закончат упражнение, проводится общее обсуждение.

Упражнение 3. «Слушать и слышать» (С.Ю.Смагина)

Цель: тренировка слушания и осмышления услышанного.

Студентам предлагается попытаться услышать мнение о себе. Один из человек из группы встает в центр круга, а остальные по сигналу говорят одно слово, характеризующего стоящего в круге. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся в круге.

Вопросы для обсуждения: слышим ли мы то, что говорят на самом деле, или собственные ожидания? Что ожидали услышать?

Упражнение 4. «Калибровка»

Преподаватель объясняет, что такое «Калибровка». Приводит примеры калибровки.

Выбирается один доброволец из группы. Группа задает добровольцу прямые вопросы (Важно: ответы на эти вопросы задающий должен обязательно знать), на которые доброволец может ответить только «да» или «нет». Например: «Ты девушка?» «Ты юноша?» «Ты сейчас находишься на занятиях?» и т.п. Задача группы – откалибровать добровольца. Через 15-20 минут, преподаватель отдает добровольцу предмет, который он прячет в левой или правой руке. Задача группы – выявить, в какой руке предмет за 3-6 вопросов. После упражнения проходит общее обсуждение результатов. Подробно разбираются ошибочные и удачные вопросы, выделяются невербальные реакции, по которым были сделаны окончательные выводы.

Если одного добровольца недостаточно, выбирается еще один и упражнение повторяется.

Рекомендуется после группового упражнения сделать подобное упражнение в парах, для закрепления навыка.

Упражнение 5. Игра «Разведчик»

Цель игры: Узнать истинную фамилию «Разведчика»

Группа разбивается на три подгруппы. В каждой подгруппе определяется один человек, который будет играть роль «Разведчика». Задача подгруппы разработать: а) стратегию поведения «Разведчика», чтобы «Противники» (другая подгруппа) не смогли узнать фамилию; б) составить список вопросов и стратегию поведения, с помощью которых участники данной группы смогут выявить фамилию «Разведчика» из группы «Противников».

Группам предлагается выбрать для «Разведчика» одну из предложенных фамилий: Иванов, Петров или Сидоров. Свой выбор они пишут на карточке и передают преподавателю. Когда все карточки будут отданы, преподаватель засылает «Разведчиков» к «Противникам». У «Противников» есть 25 минут на решение данной задачи. Через 25 минут преподаватель забирает «Разведчиков» и отправляет их в свои группы. Каждая подгруппа в течение 5-7 минут принимает решение о фамилии «Разведчика» и сообщает ее преподавателю. Преподаватель открывает карточки и проверяет результат.

После чего начинается подробный групповой анализ полученных результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: