Список основных понятий

Автоматизированная система лабораторного практикума – комплекс технических и программных средств информатизации, обеспечивающих проведение лабораторных работ и экспериментальных исследований непосредственно на физических объектах и (или) математических моделях.

Автор средства информатизации образования – физическое лицо, в результате творческой деятельности которого средство создано. Если средство информатизации создано совместной творческой деятельностью двух или более физических лиц, то каждое из них признается автором.

Альфа-версия средства информатизации образования – завершенное средство, предназначенное для тестирования специалистами предприятия-разработчика.

Анимация – процесс реализации эффекта движения иллюстративного объекта.

Апробация – проверка средства или технологии информатизации в ходе практической эксплуатации с последующим официальным одобрением или утверждением.

Бета-версия средства информатизации образования – завершенное средство, прошедшее тестирование специалистами предприятия-разработчика и предназначенное для тестирования независимыми экспертами.

Видеоконференция – встреча, методическое заседание или разговор между людьми, находящимися в разных местах и использующих видео-технологию как основную технологию связи. При этом предоставляется двусторонний звук и одно- или двустороннее видео.

Виртуальный – к виртуальным объектам или процессам относятся электронные модели как реально существующих, так и воображаемых объектов или процессов. Прилагательное «виртуальный» используется для подчеркивания характеристик электронных аналогов объектов, представляемых на бумажных и иных материальных носителях; означает наличие интерфейса, основанного на мультимедиа технологиях, продолжающего метафору реального пространства при работе с электронными моделями-аналогами.

Гамма-версия средства информатизации образования – завершенное средство, прошедшее тестирование специалистами предприятия-разработчика и независимыми экспертами, готовое к массовому распространению и эксплуатации.

Гипермедиа – гипертекст, в состав которого входит структурированная информация разных типов (текст, иллюстрации, звук, видео и пр.).

Гиперссылка – ссылка из одного информационной статьи к другой (например, из текста к примечанию или элементу списка литературы, из одной энциклопедической статьи к другой).

Гипертекст (гипертекстовое представление информации) – расширение традиционного понятия текста, путем введения нелинейного текста, в котором между выделенными текстовыми фрагментами устанавливаются перекрестные связи (гиперссылки) и определяются правила перехода от одного фрагмента текста к другому. Для удобства пользования гипертекст может быть снабжен алфавитным указателем (оглавлением, глоссарием или индексом) и систематическим указателем (структурой или картой содержания).

Глобальные критерии – критерии, оказывающие существенное влияние на всю систему оценки качества. Несоответствие глобальному критерию, как правило, приводит к отрицательной экспертной оценке.

Данные – обобщенное понятие информационных массивов в компьютерной технике и информатике. Представляют собой единообразные массивы в двоичном цифровом коде, которые могут расшифровываться как текст или набор чисел, звук или видеоряд и т.п.

Дескриптор – базовое понятие образовательной области, обладающие семантической устойчивостью и контрастностью.

Диалог – это развитие темы, позиции, точки зрения совместными усилиями двух и более людей, находящихся во взаимодействии и общении по поводу определенного или неизвестного в тех или иных деталях содержания.

Дистанционное обучение – форма обучения, не регламентирующая временные и территориальные требования к реализации учебного процесса; совокупность современных педагогических, информационных и телекоммуникационных технологий, методов и средств, обеспечивающих возможность обучения без посещения учебного заведения, но с регулярными консультациями у преподавателей.

Единое информационное образовательное пространство – основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная среда, обеспечивающая едиными технологическими средствами информационное обеспечение учащихся, учителей, родителей, администрацию учебных заведений и общественность; нацелена на информационную поддержку учебного процесса и управления учебным заведением, на информирование всех участников образовательного процесса о его ходе и результатах, а также о внеучебных мероприятиях.

Задачник – вид образовательного информационно-справочного источника, представляющего собой упорядоченный массив задач, позволяющий преподавателю создавать на основе учета индивидуальных возможностей обучаемых выборки для очных, самостоятельных и контрольных работ. Создаваемые выборки могут предлагаться в качестве заданий для учащихся, как в традиционном «бумажном», так и в электронном вариантах.

Защищенность средства информатизации – способность средства защищать информацию и данные так, чтобы не уполномоченные субъекты или системы не могли читать или изменять их, а уполномоченные субъекты или системы не получали отказа в доступе к ним.

ИКТ-компетентность – общая способность к обработке информации и коммуникации в современном мире. Включает в себя эффективное использование средств информационных и телекоммуникационных технологий.

Иллюстрации (иллюстративный материал) – рисунки, схемы, диаграммы, фотографии и другие графические изображения, поясняющие текст.

Инструмент – электронное средство, позволяющее участникам образовательного процесса создавать, изменять, связывать, передавать, удалять, сохранять и производить другие активные действия над информационными объектами.

Интернет – всемирное объединение крупных и малых компьютерных сетей, поддерживающих единую систему адресации.

Интернет-курсы – часть учебного процесса в дистанционном образовании, предусматривающая участие в занятиях с помощью средств сети Интернет.

Интранет – локальная компьютерная сеть, в которой для передачи информации используются средства, программное обеспечение и протоколы Интернет.

Информатизация – широкомасштабное применение методов и средств сбора, хранения и распространения информации, обеспечивающей систематизацию имеющихся и формирование новых знаний, и их использование обществом для текущего управления и дальнейшего совершенствования и развития.

Информатизация образования представляет собой область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Информационно-образовательная среда – совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации всех видов образовательной деятельности.

Информационное общество – общество, в котором главным продуктом производства являются знания.

Информационно-поисковая система – система, обеспечивающая поиск и отбор необходимых данных в специальной базе с описаниями источников информации (индексе) на основе информационно-поискового языка и соответствующих правил поиска.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Информационный источник, компонент – организованный массив информационных объектов (энциклопедия, справочник, коллекция, галерея и пр.) с системой доступа, предусматривающей индексацию, классификацию, поиск по ключевым словам и значению полей, гиперссылки и т.п.

Информационный объект – обобщающее понятие, описывающее различные виды объектов: простых – звук, изображение, текст, число и комплексных структурированных – элемент, база данных, таблица, гипертекст, гипермедиа. Информационные объекты могут описываться непосредственно или в виде алгоритма их порождения.

Информационный поиск – процесс отыскания в некотором множестве документов (текстов) всех тех, которые посвящены указанной в запросе теме (предмету) или содержат нужные потребителю факты, сведения.

Информация (от латинского informatio – разъяснение, изложение) – совокупность сведений, данных, передаваемых людьми устно (в форме речи), письменно (в виде текста, таблицы, рисунка, чертежа, условных знаков, обозначений) либо другим способом (например, с помощью звуковых или световых сигналов, электрических или нервных импульсов). С середины XX века – общенаучное понятие, включающее обмен сведений между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире.

Испытание – техническая операция, заключающаяся в установлении (измерении) характеристик средства или технологии информатизации образования в соответствии с установленной системой требований.

Испытательная лаборатория – лаборатория, которая проводит испы­тания.

Качество средства информатизации образования – совокупность свойств (характеристик) средства, определяющих его пригодность для использования в образовательной деятельности.

Коммуникация – передача информации между людьми, осуществляемая при помощи различных средств (речь, символьные системы, системы связи).

Компьютерная сеть – группа компьютеров, объединенных между собой для обеспечения совместного доступа к ресурсам и обмена информацией.

Констатирующая оценка – оценка средства информатизации образования, высказываемая в целях определения области его применения (в частности – отклоняющая).

Критерий – средство для суждения (греч.), признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.

Курсы дистанционного обучения – структурированные программы обучения для обучаемых, находящихся в месте, отличном от местонахождения преподавателя, предполагающие формулировку учебных целей, участие одного или более преподавателей, наличие средств коммуникации и описание изучаемого предмета.

Логические ударения – психолого-аппаратные приемы, направленные на привлечение внимания пользователя к определенному объекту на экране компьютера.

Локальная компьютерная сеть – компьютерная сеть для ограниченного круга пользователей, объединяющая компьютеры в одном помещении или в рамках одного предприятия.

Мобильность средства информатизации образования – способность средства к переносу из одной среды в другую.

Моделирование – исследование объектов познания на их компьютерных моделях, построение и изучение компьютерных моделей реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов.

Модель – приближенное описание и возможная визуализация какого-либо класса явлений внешнего мира, выраженные на основе математических методов с помощью средств информационных технологий.

Мотив (в обучении) – желание удовлетворить какую-либо потребность, направленность обучаемого на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением обучаемого к ней.

Мультимедиа (мультимедиа средства) – компьютерные средства создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фотографий, видео- и аудио- фрагментов и т.п.

Надежность средства информатизации образования – способность средства сохранять свой уровень качества функционирования при использовании в указанных условиях.

Образовательная область – подмножество предметной области, взятое за основу содержания образовательной деятельности и адаптированное к психолого-возрастной специфике контингента обучаемых.

Образовательное электронное издание (ОЭИ) – электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно–практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение обучаемыми знаниями, умениями и навыками в этой области. ОЭИ должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения. ОЭИ не может быть редуцировано к бумажному варианту без потери дидактических свойств.

Образовательные средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ) – совокупность оборудования ИКТ и электронных ресурсов, используемых в образовательном процессе.

Оглавление (гипертекста) – упорядоченный по алфавиту перечень названий всех информационных статей, имеющихся в гипертексте.

Он-лайн (On-line) режим – режим работы, означающий непосредственное подключение к компьютерной сети на все время запроса, поиска, обработки, получения и просмотра информации.

Открытое образование – система обучения, доступная любому желающему, без анализа его исходного уровня знаний, использующая технологии и методики дистанционного обучения и обеспечивающая обучение в ритме, удобном учащемуся.

Отработка технических навыков – использование компьютера и средств информатизации образования с целью отработки до уровня автоматизма психофизиологических реакций. Подобная отработка происходит при работе с тренажерами.

Оф-лайн (Off-line) режим – режим работы, подразумевающий подключение к компьютерной сети только на время отправки запроса или получения информации по запросу. Подготовка запроса и обработка информации происходит в режиме отключения от сети.

Оценивание – любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой уровня образовательных достижений обучаемого.

Параметры (критерия или характеристики критерия) – граничные значения, диапазон значений, либо допустимые значения, определяющие соответствие критерия или характеристики критерия требованию качества.

Педагогический дизайн – проектирование, разработка, использование и оценка средств обучения, приведенное в систему, организованное в нормированные процедуры, базирующееся на педагогических, психологических, методических, эргономических знаниях об эффективной учебной работе.

Педагогический сценарий – целенаправленная, личностно-ориентированная, методически выстроенная последовательность педагогических методов и технологий для достижения педагогических целей.

Педагогический тест – система дифференцированных по степени трудности заданий определенной формы и содержания, позволяющая эффективно оценить структуру и уровень знаний, умений и навыков учащегося в конкретной образовательной области.

Понятие – логически оформленная общая мысль или представление о классе предметов или явлений.

Портал открытого образования – сетевая компьютерная система с настраиваемым персонифицированным интерфейсом, особенностью которой является возможность ведения и администрирования открытого обучения. Специализированный вход в глобальную сеть. Специализация позволяет снабдить портал набором функций и сервисов, необходимых в данной области и при данных видах деятельности.

Практикум – система моделей, созданных в лаборатории, покрывающая определенную тему образовательной области, хранимая, обрабатываемая и представляемая обучаемому в электронном виде или (практикум с удаленным доступом) совокупность реальных экспериментов, проводимых обучаемыми, находящимся сколь угодно далеко от реального физического стенда, с помощью электронных средств удаленного компьютерного доступа по индивидуально составленным обучаемым условиям.

Предметная область – совокупность понятий, знаний и представлений научной отрасли или отрасли деятельности человека.

Представление иерархической структуры (дерева, иерархии) – способ записи информации о дереве, однозначно и полностью восстанавливающий структуру дерева и позволяющий вычислять его характеристики.

Программные средства (программное обеспечение) – совокупность программ, обеспечивающих управление аппаратными средствами и выполнение задач по обработке информации.

Редактор – электронная среда, объединяющая инструменты, позволяющие создавать, изменять, соединять, разделять, удалять, хранить, визуализировать и производить другие виды обработки объектов виртуального мира. Распространены редакторы текста, графики, видео-, анимационного и фотоизображения, звука, музыки, гипермедиа и т.п.

Сайт – концентратор логически связанных информационных ресурсов в компьютерной сети. Снабжается специализированным программным обеспечением, реализующим ответы на запросы информационных ресурсов по сети.

Сервер – компьютер, выделенный для совместного использования участниками сети, поставляющий ресурсы и услуги; аппаратно-программный комплекс, на котором размещены данные и программные модули общего пользования, информационные ресурсы и специальные программы, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам и другим данным из локальной или глобальной сети.

Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции (системы обеспечения качества продукции или услуги) установленным требованиям.

Сетевые средства – средства информатизации, предназначенные для поддержки телекоммуникационной компоненты образовательной деятельности, а также для обеспечения возможности использования телекоммуникационных технологий при создании образовательных электронных изданий и ресурсов.

Сеть связи – совокупность проводных, радио-, оптических и иных каналов связи, специализированной каналообразующей аппаратуры, а также центров и узлов связи, обеспечивающих функционирование данной сети.

Система тестового педагогического контроля знаний, умений и навыков – совокупность педагогических, методических, технических, организационных и кадровых ресурсов, задействованных в педагогическом тестовом контроле.

Справочная (информационная) статья гипертекста – компонент гипертекстового документа, состоящий из заголовка, в котором обозначена тема статьи, собственно текста и списка гиперссылок на родственные информационные статьи.

Средства информатизации – инструментальные аппаратные и программные средства, а также информационные технологии, используемые в процессе информатизации общества.

Средства информатизации образования – программно-аппаратные средства, функционирующие на базе компьютеров и систем телекоммуникаций, обеспечивающие операции по работе с информацией в сфере образования и нацеленные на достижение психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Средства информационных и телекоммуникационных технологий – программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютеров и систем связи, обеспечивающие операции по работе с информацией.

Сценарий электронного издания – детальный план взаимодействия электронного издания с пользователем, содержащий точную разбивку на отдельные структурные компоненты, включающий описание содержательного, логического и временного взаимодействия структурных компонент.

Тезаурус – множество смысловыражающих элементов (слов, словосочетаний и т.п.) некоторого языка с заданными смысловыми отношениями; конкретный способ задания множества понятий и отношений на нем.

Телекоммуникационные технологии – совокупность способов рациональной организации работы телекоммуникационных систем.

Термин – слово или словосочетание, выражающее специальное понятие, которое соотнесено с другими понятиями в данной предметной области и имеющее уникальное научное определение.

Тест – измерительная процедура, включающая инструкцию и набор заданий, прошедшая широкую апробацию и стандартизацию.

Тестирование – измерение или формализованное оценивание на основе тестов, завершающееся количественной оценкой, опирающейся на статистически обоснованные шкалы и нормы.

Тестовое задание – минимальная составляющая единица теста, которая состоит из условия (вопроса) и, в зависимости от типа задания, может содержать или не содержать набор ответов для выбора.

Удаленный компьютерный доступ – режим функционирования системы автоматизированного лабораторного практикума, при котором работа с физическим объектом осуществляется с компьютера, удаленного на сколь угодно большое расстояние от места размещения самого объекта.

Формирующая оценка – оценка средства информатизации образования, высказываемая в процессе разработки и призванная способствовать повышению качества разрабатываемого средства информатизации.

Эксперт – специалист, аттестованный для проведения работ по сертификации продукции (систем обеспечения качества продукции или услуг), аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий в системе сертификации и способный на основе своих знаний и опыта дать квалифицированную консультацию или выполнить определенную работу.

Электронная библиотека – программный комплекс, обеспечивающий возможность накопления и предоставления обучаемым и педагогам на основе средств телекоммуникаций полнотекстовых электронных информационных изданий и ресурсов, снабженный собственной системой документирования и безопасности.

Электронная почта – способ связи людей или групп людей при помощи компьютеров, обладающих доступом к сети Интернет. Помимо самих писем в пересылке могут участвовать присоединенные к письмам документы и файлы.

Электронная (виртуальная) лаборатория – комплекс средств информатизации образования, позволяющий создавать и исследовать наглядные модели реальных явлений. В мировой практике существуют виртуальные лаборатории в области математики, физики, химии, биологии, экологии и др.

Электронное издание (ЭИ) – совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео–, фото– и другой информации. В одном ЭИ могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. ЭИ может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в компьютерной сети.

Электронное методическое пособие – образовательное электронное издание, нацеленное на обобщение и передачу педагогического опыта, формирование и распространение новых моделей образовательной деятельности.

Электронное тестирование – компонент средства информатизации образования, являющийся аналогом традиционного безкомпьютерного тестирования. В случае электронного тестирования средство информатизации осуществляет предъявление теста, фиксацию результата, реализует связанные с этим алгоритмы (например, возможность или невозможность возврата к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничение времени на один тест и т.п.).

Электронное учебное пособие – образовательное электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Электронное учебное пособие не может быть редуцировано к бумажному варианту без потери дидактических свойств.

Электронные тесты – тесты, хранимые, обрабатываемые и предъявляемые тестируемому с помощью компьютерной и телекоммуникационной техники. Компьютерными не являются тесты, подразумевающие заполнение тестируемыми «бумажных» бланков и их последующую компьютерную обработку.

Электронный словарь – электронный информационный источник, соответствующий традиционному «бумажному» словарю. В компьютерной версии может вызываться из любой программы специально определенным указанием на слово или группу слов, что приводит к визуализации требуемого фрагмента соответствующего словаря. В отличие от традиционных словарей электронный словарь наряду с текстом и графическими изображениями может содержать мультимедиа объекты.

Электронный носитель – средство хранения оцифрованной информации. Наиболее распространены магнитные (магнитная лента, магнитный диск и др.) и оптические (CD–ROM, DVD, CD–R, CD–I, CD+ и др.) электронные носители, а также средства хранения информации компьютерных сетей.

Электронный учебник – основное образовательное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее составляющей дисциплины образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой, обеспечивающее непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи. Электронный учебник не может быть редуцирован к бумажному варианту без потери дидактических свойств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: