На самолётах и вертолётах с энергетикой переменного тока 200/115 В частотой 400 Гц предусматриваются две вторичных системы электроснабжения:
- трёхфазного переменного тока напряжением 36 В частотой 400 Гц;
- постоянного тока напряжением 27 В.
9.4.1. Вторичные системы переменного тока 36 В
Вторичные системы переменного тока 36 В на всех самолётах состоят из двух независимых подсистем – левого и правого борта. Источником электроэнергии в каждой сети служит трёхфазный понижающий трансформатор, подключенный к сети соответствующего генератора через шины навигационно-пилотажного комплекса (НПК), левые и правые. В случае аварии в цепях трансформатора предусмотрено автоматическое или ручное переключение потребителей с отказавшего трансформатора на трансформатор другого борта (рис. 7.9.).
Рис. 9.9. Функциональная схема систем переменного тока 36 В
Ввиду того что трансформаторы являются одними из самых надёжных электрических устройств на борту самолётов, надёжность систем 36 В также очень высока.
|
|
Для обеспечения раздельного электропитания авиагоризонтов используются статические преобразователи постоянного тока в трёхфазный переменный ток, чаще всего ПТС-250.
Рис. 9.10. Функциональная схема подключения ПТС-250 на Ту-154М.
При отказе преобразователя обеспечивается автоматическое переключение соответствующего авиагоризонта на понижающий трансформатор одной из сетей 36 В.