На самолётах и вертолётах гражданской авиации одним из важнейших элементов электрооборудования являются трансформаторы, которые используются как для понижения, так и для повышения напряжения.
На самолётах и вертолётах с основной системой электроснабжения трёхфазного переменного тока с напряжением 200/115 В основными источниками электроэнергии в системе трёхфазного переменного тока 36 В 400 Гц являются два трёхфазных понижающих трансформатора (Ил-62, Ту-154, Ил-76, Ил-86, Ми-8МТВ и др.)
Также понижающие трансформаторы используются для резервирования основных источников питания 36 В 400 Гц на самолётах Ан-24РВ, Ан-26, Ан-30, для питания дистанционных индукционных манометров, контурных огней на лопастях несущих винтов вертолётов, питания встроенного подсвета приборов. На вертолётах Ми-8Т и Ми-8П понижающие трансформаторы используются для питания основной шины 115 В.
Повышающие трансформаторы используются в системах зажигания систем запуска ВСУ и двигателей, для питания самолётного импульсного маяка, на Ил-86 – в электроимпульсной противообледенительной системе.
Основными достоинствами трансформаторов являются:
- высокая надёжность в работе;
- практически неограниченный срок службы;
- мгновенная готовность к работе;
- не требуют обслуживания в процессе эксплуатации;
- высокий КПД – до 96÷98 %.
На самолётах и вертолётах с основной системой электроснабжения трёхфазного переменного тока с напряжением 200/115 В в качестве основных источников постоянного тока используются «выпрямительные устройства» (трансформаторно-выпрямительные блоки). Впервые трансформаторно-выпрямительные блоки были использованы на самолётах Ил-62, затем на Ту-154 и других самолётах.
В состав выпрямительного устройства (ВУ) входят:
- трёхфазный понижающий трансформатор;
- мостовой выпрямитель;
- фильтр частот, кратных 400 Гц;
- вентилятор охлаждения выпрямительного моста с приводом от электродвигателя трёхфазного переменного тока 200/115 В 400 Гц.
Рис. 9.1. Функциональная схема выпрямительного устройства
Трансформатор понижает напряжение с 200/115 В до 27 ÷ 30 В, выпрямитель, используя свойства полупроводниковых диодов, преобразует переменный ток в постоянный, фильтр LC не пропускает и задерживает частоты, кратные 400 Гц. На выходе устройства номинальное напряжение без нагрузки составляет 28,5 В.
Рис. 9.2. Внешний вид выпрямительного устройства ВУ-3Б.
Схема мостового выпрямителя требует постоянного охлаждения. В случае перегрева происходит выход из строя полупроводниковых диодов, а следовательно и выпрямительного устройства. Перегрев диодов возможен при отказе вентилятора, заклинивании его подшипников. Чтобы исключить эту возможность, на современных самолётах в комплект ВУ (выпрямительного устройства) входит блок защиты и управления ВУ, который обеспечивает включение и выключение выпрямительного устройства, контроль его параметров, в том числе и контроль тока, потребляемого электродвигателем вентилятора. Если трение в подшипниках вентилятора возрастает, то возрастает и потребляемый электродвигателем ток. При превышении предельно допустимого значения тока обеспечивается отключение ВУ.
Такие выпрямительные устройства устанавливаются на Ту-204 всех серий, Ту-214, Ту-334, Ил-96.