Закрылки — отклоняемые поверхности, расположенные симметрично на задней кромке крыла. В убранном положении закрылки являются продолжением поверхности крыла, тогда как в выпущенном состоянии могут поворачиваться вниз или отходить от него с образованием щелей. Используются для улучшения несущей способности крыла во время взлёта, набора высоты, снижения и посадки, а также при полётe на малых скоростях.
Подъёмная сила крыла пропорциональна коэффициенту подъёмной силы, квадрату скорости и площади крыла.
При выпуске закрылков увеличивается кривизна профиля, что приводит к увеличению коэффициента подъёмной силы, а при использовании выдвижных закрылков увеличивается и площадь крыла, что обеспечивает сохранение той же подъёмной силы, что и при убранных закрылках, при гораздо меньшей скорости полёта. При этом уменьшаются требуемые дистанции взлёта и посадки самолёта.
Закрылки, образующие при выпуске профилированные щели, называют щелевыми. Закрылки могут состоять из нескольких секций, образуя несколько щелей (как правило, от одной до трех). К примеру, на отечественном Ту-154М применяются двухщелевые закрылки, а на Ту-154Б — трёхщелевые. Щели способствуют перетеканию воздушного потока с нижней поверхности на верхнюю, одновременно сдувая пограничный слой. Это помогает затянуть срыв потока с закрылков и, таким образом, увеличить возможный угол их отклонения и допустимый угол атаки.
|
|
Невыдвижные закрылки, как малоэффективные, используются на небольших легкомоторных самолётах.
На самолётах гражданской авиации используются выдвижные щелевые закрылки, имеющие высокую эффективность, обеспечивающие возможность полётов с относительно небольших взлётно-посадочных полос.
Закрылки разных самолётов ГА отличаются друг от друга как сложностью механических узлов, так и сложностью электрических каналов управления.
Общим для всех закрылков является то, что они выпускаются с помощью винтовых механизмов по направляющим рельсам. Винтовые механизмы получают привод через угловые редукторы от вала трансмиссии, который, в свою очередь, приводится во вращение с помощью электрического или гидравлического привода.
Далее по тексту представлены системы управления закрылками в порядке увеличения их сложности и функциональности.