Перестановка стабилизатора производится для продольной балансировки самолёта на разных этапах полёта, с момента взлёта – до посадки.
Перестановка стабилизатора производится или с помощью винтового механизма, который меняет угол установки стабилизатора поворотом стабилизатора вокруг горизонтальной оси, перпендикулярной к продольной оси самолёта, или с помощью гидравлических цилиндров.
Системы управления перестановкой стабилизатора отличаются друг от друга как способом перестановки, так и сложностью системы управления. На самолётах Ил-76, Ил-86 экипаж устанавливает стабилизатор в определённое положение только перед взлётом и посадкой самолёта. В полёте при включенном автопилоте перестановкой стабилизатора управляет АПС – автомат перестановки стабилизатора. Экипаж сигнализируется о перестановке звонками, которые звучат при перестановке на определённый угол.
На самолетах Ту-154М на этапах взлета, горизонтального полета и посадки стабилизатор, в зависимости от центровки самолета, должен находиться в строго определенном положении. Система управления стабилизатором обеспечивает его перестановку (изменение угла между хордой стабилизатора и строительной горизонталью фюзеляжа) от -3° до -8°30’, т.е. на 5°30’.
Перестановка стабилизатора осуществляется с помощью винтового механизма (подъемника), который с помощью силового электромеханизма опускает или поднимает переднюю часть стабилизатора относительно горизонтальной оси вращения, расположенной в верхней части киля (см. рис. 5.12). Винтовой механизм (подъемник) стабилизатора верхним узлом крепления соединен с кронштейном стабилизатора, а нижним узлом крепления установлен на торцевой нервюре киля.
Для повышения надежности системы ответственные узлы имеют повышенный запас прочности. Для увеличения безопасности внутри винта подъемника установлен высокопрочный стальной стержень.
Система управления перестановкой стабилизатора – электромеханическая, двухканальная с раздельными источниками питания.
При нормальной работе системы работают оба канала. При отказе одного из каналов исправный канал обеспечивает перестановку стабилизатора во всем диапазоне углов, предусмотренных для разных центровок самолета на всех этапах полета. В этом случае скорость перестановки стабилизатора уменьшается в 2 раза, а время перестановки - увеличивается в 2 раза.