В настоящее время на самолётах и вертолётах отечественных самолётов и вертолётов применяются два вида сигнализаторов обледенения:
- радиоизотопные сигнализаторы обледенения РИО-3;
- вибрационные сигнализаторы обледенения СО-121ВМ.
Радиоизотопный сигнализатор обледенения РИО-3
Радиоизотопный сигнализатор обледенения РИО-3 предназначен для выдачи сигнала о начале обледенения, непрерывной сигнализации при нахождении самолёта или вертолета в зоне обледенения и автоматического включения противообледенителыной системы. После выхода вертолета из зоны обледенения сигнализатор прекращает подачу сигналов, при этом выключение противообледенительной системы производится автоматически или вручную, в зависимости от конкретного ВС.
Принцип действия сигнализатора основан на ослаблении бета излучения радиоактивного изотопа (стронций 90 плюс иттрий 90) слоем льда, нарастающего на чувствительной поверхности штыря датчика. Поток бета-частиц, проходя через прорезь в корпусе устройства обогрева штыря датчика и проникая через фрезерованную стенку во фланце датчика, попадает на галогенный газоразрядный счетчик СТС-5. При прохождении бета-частиц через счетчик в последнем возникает разряд и появляется импульс напряжения, поступающий иа регистрирующую схему электронного блока.
|
|
Сигнализатор обледенения состоит из датчика и электронного блока.
Датчик устанавливается снаружи самолёта, как правило в районе кабины экипажа.
Питание сигнализатора осуществляется от бортовой сети переменного тока 115 В.
Серьёзным недостатком сигнализатора является ненадёжность обнаружения обледенения. Известно много случаев, когда при отсутствии обледенения датчик срабатывал и включал соответствующую сигнализацию. По этой причине на некоторых самолётах ручное включение ПОС предлагалось производить только после того, как экипаж визуально убеждался в наличии обледенения.