Учитесь владеть своим голосам

От правильной и выразительной речи пе­дагога, хорошо поставленного голоса в зна­чительной мере зависит успех обучения, вос­питания и развития учащихся. Однако часто, приходя на урокл, мы с тревогой слышим невыразительную речь учителя, не владею­щего речевым дыханием, имеющего слабый, неразвитый голос и нечеткую дикцию.

В данной статье мы хотим показать, ка­кими средствами можно достичь достаточно высокого уровня владения своим голосом — основным «инструментом» педагогического труда.

Известно, что перед спортивными сорев­нованиями или тренировкой спортсмен про­водит разминку, разогревает мышцы: орга­низм человека должен быть готов к огром­ной физической нагрузке» Учителю прихо­дится ежедневно давать своему речеголосо-вому аппарату нагрузку, значительно превы­шающую повседневную. И, безусловно, орга­ны речи, те мышцы, которые участвуют в процессе речи, должны быть разогреты, за­ранее подготовлены к работе, настроены на нее. Кроме того, «мышечная работа, несом­ненно, влияет на эмоциональное состояние человека» (1, 7), что для учителя нема­ловажно.

Существует ряд способов «настраивать» свой голосовой аппарат на работу: аутотре­нинг, массаж, дыхательные упражнения, за­нятия физкультурой. В последние годы в ли­тературе появились публикации о различных приемах аутотренинга, о целях и способах самовнушения (2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 14). Менее освещены проблемы самомассажа и дыхательных упражнений в свете подготов­ки к речи или чтению.

Следует сказать, что массаж — не толь­ко, один из способов подготовки, организма человека к речи, но и, кроме того, он «помо­гает восстанавливать силы возвращает бод­рость и хорошее настроение» (8, 6), «исполь­зуется как процедура, усиливающая эффект хорошего настроения» (11, 6). Массаж облег­чает дыхание кожи, улучшает, кровоснабже­ние, снимает утомление и улучшает настроение, так как «физическое состояние орга­низма неразрывно связано с духовным ми­ром человека» (1, 5).

По мнению специалистов, любая деятель­ность человека должна предваряться самомассажем, с целью настроить организм на предстоящую работу. Массировать следует те участки тела, которые несут основную нагруз­ку (8, 50). Наибольшую нагрузку в работе учителя получает речеголосовой аппарат, т. е. те органы, которые принимают участие в образовании звука: дыхательные органы (лег­кие, бронхи, дыхательное горло), гортань, надгортанные полости (полости глотки, рта, носа). Массаж кожных покровов лица и шеи поможет снять мышечные зажимы, будет способствовать верному формированию и ре­зонированию звука. Приступая к самомасса­жу, необходимо хорошо проветрить поме­щение.

1. Чтобы привести в движение мышцы гор­тани и шеи, снять излишнее напряжение с мышц гортани, несколько раз широко от­кройте и закройте рот, затем вызовите ощу­щение зевка (это можно сделать, не откры­вая рта, незаметно для окружающих).

2. Следующие массажные приемы для мышц шеи, усиливают отток венозной крови и лимфы из полости черепа, тонизируют мышцы шеи:

а) спиралеобразными или круговыми дви­жениями погладьте и разомните заднюю поверхность шеи (от ключиц к подбородку);

б) мягко погладьте шею от подбородка к груди;

в) прямолинейными движениями погладь­те переднюю поверхность шеи от подбород­ка к груди.

Массажные приемы полезно сочетать с упражнениями для мышц шеи, выполняя каждое несколько раз:

а) наклоните голову вперед,— вниз, до­став подбородком грудь, затем назад (ста­райтесь наклонять голову как можно ниже);

б) выполните повороты головы вправо — влево;

в) наклоните голову к плечу, пытаясь кос­нуться его ухом;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: