От правильной и выразительной речи педагога, хорошо поставленного голоса в значительной мере зависит успех обучения, воспитания и развития учащихся. Однако часто, приходя на урокл, мы с тревогой слышим невыразительную речь учителя, не владеющего речевым дыханием, имеющего слабый, неразвитый голос и нечеткую дикцию.
В данной статье мы хотим показать, какими средствами можно достичь достаточно высокого уровня владения своим голосом — основным «инструментом» педагогического труда.
Известно, что перед спортивными соревнованиями или тренировкой спортсмен проводит разминку, разогревает мышцы: организм человека должен быть готов к огромной физической нагрузке» Учителю приходится ежедневно давать своему речеголосо-вому аппарату нагрузку, значительно превышающую повседневную. И, безусловно, органы речи, те мышцы, которые участвуют в процессе речи, должны быть разогреты, заранее подготовлены к работе, настроены на нее. Кроме того, «мышечная работа, несомненно, влияет на эмоциональное состояние человека» (1, 7), что для учителя немаловажно.
Существует ряд способов «настраивать» свой голосовой аппарат на работу: аутотренинг, массаж, дыхательные упражнения, занятия физкультурой. В последние годы в литературе появились публикации о различных приемах аутотренинга, о целях и способах самовнушения (2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 14). Менее освещены проблемы самомассажа и дыхательных упражнений в свете подготовки к речи или чтению.
Следует сказать, что массаж — не только, один из способов подготовки, организма человека к речи, но и, кроме того, он «помогает восстанавливать силы возвращает бодрость и хорошее настроение» (8, 6), «используется как процедура, усиливающая эффект хорошего настроения» (11, 6). Массаж облегчает дыхание кожи, улучшает, кровоснабжение, снимает утомление и улучшает настроение, так как «физическое состояние организма неразрывно связано с духовным миром человека» (1, 5).
По мнению специалистов, любая деятельность человека должна предваряться самомассажем, с целью настроить организм на предстоящую работу. Массировать следует те участки тела, которые несут основную нагрузку (8, 50). Наибольшую нагрузку в работе учителя получает речеголосовой аппарат, т. е. те органы, которые принимают участие в образовании звука: дыхательные органы (легкие, бронхи, дыхательное горло), гортань, надгортанные полости (полости глотки, рта, носа). Массаж кожных покровов лица и шеи поможет снять мышечные зажимы, будет способствовать верному формированию и резонированию звука. Приступая к самомассажу, необходимо хорошо проветрить помещение.
1. Чтобы привести в движение мышцы гортани и шеи, снять излишнее напряжение с мышц гортани, несколько раз широко откройте и закройте рот, затем вызовите ощущение зевка (это можно сделать, не открывая рта, незаметно для окружающих).
2. Следующие массажные приемы для мышц шеи, усиливают отток венозной крови и лимфы из полости черепа, тонизируют мышцы шеи:
а) спиралеобразными или круговыми движениями погладьте и разомните заднюю поверхность шеи (от ключиц к подбородку);
б) мягко погладьте шею от подбородка к груди;
в) прямолинейными движениями погладьте переднюю поверхность шеи от подбородка к груди.
Массажные приемы полезно сочетать с упражнениями для мышц шеи, выполняя каждое несколько раз:
а) наклоните голову вперед,— вниз, достав подбородком грудь, затем назад (старайтесь наклонять голову как можно ниже);
б) выполните повороты головы вправо — влево;
в) наклоните голову к плечу, пытаясь коснуться его ухом;