Проблема понимания и герменевтика

Герменевтика – искусство толкования, разъяснения. Центральное положение занимает понятие «понимание». Аристотель: «Об истолковании» - посвящена вопросам понимания.

Проблема понимания. Гермес – бог торговли, общения. Стремление людей понять друг друга. Инструмент – язык, со своими культурными, историческими и социальными свойствами.

Историческое познание (коммуникации): рассчитывать на собственные ресурсы и перенести себя в ту эпоху, прожить и продействовать в той среде.

Предмет герменевтики – феномены понимания, которые лежат в основе духовно-практических ситуаций живущего в мире человека. Специфика герменевтики: установление связи и определенных отношений (понимания) между двумя субъектами понимания – интерпретатора и интерпретируемого. Протестантизм. Герменевтика основана на религиозных переживаниях, стремлении к ясному пониманию не только текстов, но и природы, человека.

К середине 19в. сформировалось две основные тенденции в трактовке герменевтического понимания:

1) Как постижение индивидуального, личностного бытия.

2) Как постижение некоторого, большей частью надличностного, разумного начала, проявляющегося в действительности.

В рамках первой тенденции разрабатывается трактовка герменевтического понимания как чувства единства с познаваемым, сопереживания ему (средневековые концепции понимания единства с богом и в боге, концепции познания натурфилософов Возрождения: Бруно). Вильгельм Дильтей – изобретатель герменевтики: не теологической, не филологической. Он делает принципиальное обобщение, переходя от способов обсуждения понимания к аналитике человеческих переживаний – постоянной переоценке ценностей, которая заключается в аналитических и синтетических актах. Возникает задача выразить в слове и языке то, что пережито и проанализировано. Выражение всегда наделено коммуникативной значимостью, мысль надо выразить так, чтобы она была понятна другим. Понимание – «вновь переживание», понять = сопережить, «найти Я в ТЫ». Это основные узлы схемы. Иная трактовка у Штерна, Шелера: понимание – процесс «интроцепции», т.е. внесение элементов иной смысловой структуры в собственное сознание, благодаря которому возможно «найти Я в ТЫ».

Появление второй тенденции связано с расширением сферы преобразуемой человеком действительности, с созданием новых средств такого преобразования – машин, приборов и т.д. «Бог-создатель» заменяется «человеком-инженером»; на первое место выходит человеческая рациональность. Вико: человек понимает только то, что сделал он сам. Рационалистская установка у Канта: мы можем понять только то, что в состоянии сделать.

Хайдеггер. Герменевтическое понимание – фундаментальный способ бытия человека.

Дильтей о «герменевтическом круге»: чтобы понять, надо объяснить, но чтобы объяснить, надо понять.

Гадамер. Герменевтика – не учение о методе и механизмах понимания, а учение о бытии, онтология. Герменевтика – не способность воссоздания авторского текста, а возможность продолжения действительной истории текста (понимание индивида – автора). Цель понимание – активизация собственных мыслительных процессов через формирование диалоговой (вопрос-ответ) системы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: