Научное познание и его специфические особенности

Научное познание – это зрелая форма познавательной деятельности людей. Научное познание отражает объекты природы не в форме созерцания, а в форме практики.

Среди основных отличий научного познания от обыденного можно выделить:

1. Наука имеет дело с особым набором объектов реальности не сводимых к объектам обыденного опыта.

2. Научное исследование нуждается в особой системе специальных орудий, которые непосредственно воздействуя на изучаемый объект, позволяют выявить возможные его состояния в условиях, контролируемых субъектом.

3. Наука формирует специфические способы обоснования истинности знания – экспериментальный контроль над получаемым знанием, выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана.

4. Системность и обоснованность научного знания.

5. Различия в методах познавательной деятельности между научным и обыденным познанием.

6. Определенная система ценностной ориентации и условных установок, специфических для науки.

Высшая ценность науки – объективная истина. Наука – необходимое следствие общественного разделения труда, она возникает за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в особый род знаний. Задача – познание с целью переделки и преобразования природы. В условиях НТР происходит еще одна коренная перестройка науки как системы. Наука превращается в непосредственную производительную силу. Наука призвана ориентироваться не на технику, а на самого человека, на развитие его интеллекта, его творческих способностей, культуры мышления. Современная наука не слепо следует за развитием техники, а обгоняет его, становится ведущий силой прогресса. Наука вошла в культуру как ее неотъемлемая часть.

Структура научного знания. Со структурой связывается организационная характеристика. Культурологическое, социальное и историческое измерения – важнейшие. Традиционно: соотношение фундаментального и прикладного знания. Фундаментальное знание – предполагает характеристику научного знания в терминах, близких к предельному значению: они раскрывают предметную область и изучаемые явления. Соотношение фундаментального и прикладного знания детализируется и в науковедении (изучает институциональные формы организации науки), истории науки, в социологии и психологии науки. Свои особенности у перечисленных точек зрения. Сама постановка фундаментального и прикладного знания исторически изменчива: что было на заре науки прикладным, стало фундаментальным (химия). Отдельные разделы фундаментального знания могли по ходу развития науки превращаться в прикладное. Теория электричества. В отдельных областях социального знания тоже есть подобная историческая динамика (в экономике).

Дисциплинарная модель научного знания. Современная наука – в процессе дифференциации. Зачастую не определить, где грань между фундаментальным и прикладным (в биологических дисциплинах). Дисциплинарная модель позволяет рассматривать знание как целостное. Появление междисциплинарной постановки проблем – наиболее ценное для получения нового знания.

Методология философии науки 20в., но корни из античности.

Формы и методы научного познания. Дисциплинарная модель включает в себя понятия: научных школ, учитель и ученики, научные публикации. В дисциплинарной модели обсуждается поведение ученого. Эмпирическое и теоретическое знание.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: