Отчуждение как социально-философская проблема

Отчуждение (англ. alienation) – это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В результате этого люди становятся чуждыми миру, в котором живут.

История термина

• Тема отчуждения впервые появляется в эпоху барокко и рассматривается сторонниками теории «общественного договора» (Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, Т. Гоббс, К. А. Гельвеций). Они характеризовали современное им общество как общество отчуждения – делегирования полномочий. Социальные институты в таком обществе (мораль, религия, искусство, также обычаи, привычки – всё, что несет в себе подчинение общим интересам) являются посредниками между людьми и в силу того, что они есть воплощение воли частных лиц, становятся чуждыми человеку, заставляя его подчиняться частным интересам и развивать свою личность в рамках установленных законов. Эта сила, ставшая над человеком, забирает у него «подлинность», ничего не дав взамен, и он превращается в частичного человека («дробную единицу»).

• В таком значении «отчуждение» применялось и М. Гессом. Помимо вышеописанных социальных институтов, господствующих над человеком, он отмечает еще явление денежного фетишизма в обществе: «Деньги — это продукт взаимно отчуждённых людей, отрешённый вовне человек» (М. Гесс «О сущности денег»).

• Для Гегеля отчуждение – это реализация и овнешнение Абсолютного Духа.

Марксистская теория отчуждения Самостоятельно Марксом не выделялась. Для Маркса отчуждение — это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма. Осмысливается в ранних работах, включая «Экономико-философские рукописи 1844 года». К. Маркс рассматривал работника в капиталистическом обществе, вследствие развития машинного производства и соответствующего уровня разделения труда, превращенного в «деталь» огромного машинного механизма, в «придаток». Рабочая сила превращается в товар, который продается за заработную плату). Рабочему для существования необходимо работать на капиталиста, имеющего в собственности средства производства. Произведенный работником продукт «уходил» к капиталисту (владельцу средств производства), и вследствие этого представлял собой как бы чуждый, отделённый от работника предмет. Отчуждение рассматривалось и в процессе отделения продукта труда, и в самой производственной деятельности, и в отношении работника к самому себе, и к другим людям.

Утилитаризм – Джереми Бентам

Категорические принципы морали – И.Кант

Джон Стюарт Милл: высшее благо – то, что мы предпочитаем, попробовав оба варианта. Но так люди предпочитают низшее. Кто должен решать?

Налоги (частный случай отчуждения) – это по сути рабство. Но они выполняют важные общие функции => нужны государству. Тогда большинство принимает общий закон (который является общим нарушением естественного закона, по которому результат труда принадлежит трудящемуся), чтобы достичь общих целей. Отчуждение тогда касается всех и подчиняется некому правилу, с которым соглашаются (гласно или негласно) все члены общества. Тогда - справедливость.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: