Сказано в Торе: "Помни день субботний, чтобы освятить его" (Шмот 20:8). Наши мудрецы говорили: " 'Чтобы освятить его' — чтобы выделить субботу словами, а именно, наступление субботы — кидушем, благословением освящения, а ее окончание -
авдалой, благословением отделения" (Торат коаним, Бехуко-тай 1).
Мудрецы постановили читать кидуш, над стаканом вина или над хлебом, а авдалу — над стаканом вина или другого напитка, принятого в данной местности для употребления в застольях (хамар медина, "вино страны"). Перед кидушем (после наступления субботы) и авдалой (после третьей, заключительной субботней трапезы) запрещается что-либо есть.
Пророки завещали нам соблюдение двух заповедей: наслаждаться субботним днем и чтить его. При этом они опираются на стих Танаха: "И назовешь субботу отрадой, святой (день) Всевышнего — почитаемым" (Йешая 58:13). Ее почитают, умывая лицо и руки теплой водой, а также надевая чистую праздничную одежду. Отрада — это когда еврей получает удовольствие, наслаждаясь вкусной едой и напитками. В субботу нужно устраивать три трапезы, и чем больше человек тратит средств на эти трапезы (в пределах своих возможностей), тем большей похвалы он достоин. Тому, кто празднует субботу, будут дарованы беспредельные возможности, его заветные желания исполнятся и он спасется от шибуд мальхуйот (притеснения народов мира).
|
|
После окончания субботы еврей тоже обязан устроить трапезу, чтобы "проводить" Царицу-субботу. По закону, для этого вполне достаточно съесть еды в размере кезаит ("с маслину").
Рамбан писал, что соблюдение этой заповеди предполагает, что еврей помнит о субботе каждый день. Поэтому, говоря о днях недели, еврей должен называть их следующим образом: "Первый день после субботы, второй день после субботы" и т.д. Любой продукт, приобретенный евреем, — если он отличается хорошим качеством, видом и вкусом, - следует оставить для субботы, говоря вслух: "Это для субботы", — и заменить его можно только более хорошим продуктом.
Эту заповедь обязаны соблюдать всегда и везде — мужчины и женщины.