ПЛАН-КОНСПЕКТ НЕТРАДИЦИОННОГО
УРОКА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Оформление доски
Двадцать второе марта
Классная работа
Тема: Преступление и наказание Родиона Раскольникова
Я царь — я раб — я червь — я Бог!
Державин Г. В.
Совесть — это правильный суд доброго человека.
Аристотель
Домашнее задание:
На 5-6 баллов - прочитать из учебника с. 159 - 169 (глави "Філософські та соціальні витоки теорії Родіона Раскольникова" та "Значення і символіка назви "Злочин і кара".
На 7-9 баллов - письменно сформулируйте основные положения теории Родиона Раскольникова. В чем вы согласны, а с чем - нет?
На 10-12 баллов - напишите письмо Раскольникову.
Цели урока:
Образовательная
- закрепить знания учащихся по творчеству Достоевского;
- проанализировать образы героев романа "Преступление и наказание";
- привести учащихся к пониманию проблематики романа
Развивающая
- развивать у учащихся навыки речевой грамотности, логичности и последовательности ответа;
|
|
- развивать у учащихся умение работать в группах;
- формирование умений давать характеристику персонажам романа, оценивать их поступки, подтверждать свои слова материалом из текста, проводить аналогии с современностью, давать сравнения.
Воспитательная
- воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать собственное мнение;
- воспитывать культуру слушателя, умение критически оценивать ответ товарища, умение анализировать ситуацию;
- воспитание чувства сострадания, сопереживания, осуждение человека, пытавшегося переступить предел дозволенного, нравственно возможного ради утверждения своей человеческой личности;
- подчеркнуть, что наказание преступник несёт в самом себе.
Форма урока: нестандартная (импровизация в виде судебного заседания).
В заседании суда участвуют следующие лица:
Судья - преподаватель
Секретарь
Обвинитель с помощниками
Адвокат с помощниками
Раскольников
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы: творческое чтение, репродуктивный, эвристический, исследовательский.
Приемы: беседа по прочитанному произведению, дискуссия, работа в группах, выразительное чтение отрывков из романа, постановка проблемы для всего класса.
Оборудование: портрет Ф. М. Достоевского (В. Перов), иллюстрации к роману "Преступление и наказание" (Д.Шмарино, И. Глазунов, П. Боклевский), карточки со словами "Адвокат", "Обвинитель", "Судья", "Секретарь", видеофрагмент из фильма "Преступление и наказание".
Список литературы:
|
|
1. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание: роман / Федор Михайлович Достоевский. – М.: Наука, 1970. – 807 с.
2. Рак Г. "Петербург - велике горе "маленьких людей". Урок за темою "Образ Петербурга в романі Ф. Достоєвського "Злочин і кара" та повісті М. Гоголя "Шинель"/ Ганна Рак// Всесвітня література в середніх навчальних закладах України: наук.-метод журнал. - К., - 2012.- № 11-12 - С. 53-56.
3. Ярошевец С. Экзистенциальная проблематика произведений Достоевского и Сартра. Эссе-комаратив/ Светлана Ярошевец // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України: наук.-метод журнал. - К., - 2012.- № 11-12 - С. 70-78.
4. Секирина В. Диалог Булгакова и Достоевского о духовных ценностях/ Валентина Секирина // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України: наук.-метод журнал. - К., - 2012.- № 7-8 - С. 77-82.
5. Дунаева О. А. Очевидность - еще не истина. Изучение романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" в профильных классах общественно-гуманитарного направления/ О. А. Дунаева/ Русская словесность в школах Украины: научнометод. журнал Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины. - К., - 2012. - № 4. - С. 37-41.
6. Билецкая Л. П. Использование графических работ Э. Неизвестного при изучении романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"/ Л. П. Билецкая// Русский язык и литература в школах Украины: научно-метод. журнал при содействии Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины. - Х., - 2012. - № 9. - С. 35 - 38.
7. Тельнеова С. А. Проблема личной ответственности человека за происходящее (по роману Ф. Достоевского "Преступление и наказание. 10-й класс/ Тельнова С. А// Русский язык и литература в школах Украины: научно-метод. журнал при содействии Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины. - Х., - 2012. - № 8. - С.20 - 23.
8. Прийма А. Ф. Теория Раскольникова. Путь к преступлению/ А. Ф. Прийма// Русский язык и литература в школах Украины: научно-метод. журнал при содействии Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины. - Х., - 2012. - № 9. - С. 17 -24.
9. Щенников Г.К. Достоевский и русский реализм/ Г.К. Щенников. - Свердловск: Издательство Уральского университета, - 1987. – С. 352.
10. Карякин Ю. Ф. Достоевский и канун XXI века / Юрий Федорович Карякин. – М.: Советский писатель. - 1989. – С. 656.
11. Тельминова В. В. Развитие творческих способностей учеников на уроках русского языка и литературы через технологию творческих мастерских/ В. В. Тельминова// Русский язык и литература в школах Украины: научно-метод. журнал при содействии Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины. - Х., - 2010. - № 7. - С. 34 - 37.
12. Ковбасенко Ю. І. Світова література. 10 клас: підручник для загальноосвітніх навчальних закладів(академічний рівень, профільний рівень)/ Юрій Іванович Ковбасенко. – К.: Грамота, 2010. – С. 319.