Заповедь, запрещающая участвовать в передаче ссуды под проценты

Сказано в Торе: "Не налагайте на него лихвы" (Шмот 22:24).

Запрещено не только давать деньги под проценты (см. следующий запрет), но даже участвовать в оформлении такой ссуды в качестве поручителя или свидетеля[21]. Сам кредитор нарушает этот запрет именно потому, что он — один из участников передачи ссуды под проценты. (Кредитор, ко всему прочему, нарушает еще и запрет давать деньги под проценты еврею; см. 54-ю запрещающую заповедь.)

Посредник, сведший кредитора и должника и помогающий оформить ссуду, нарушает запрет: "Перед слепым не ставь препятствия" (Ваикра 19:14; см. 76-ю запрещающую заповедь.)

Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда - мужчины и женщины.

Заповедь, запрещающая давать еврею под проценты деньги, пищу и другие вещи

Сказано в Торе: "Свои деньги не давай ему в рост (нешех) и под проценты (марбит) не давай ему свою пищу" (Ваикра 25:37).

Слова нешех (выгода) и марбит (проценты) означают одно и то же, но Тора делает между ними различие, чтобы обвинить кредитора в нарушении сразу двух запретов. Кроме прочего, кредитор нарушает также запрет (см. 53-ю запрещающую заповедь): "Не налагай на него лихвы" (Шмот 22:24), — а также запрет: "Не бери с него лихвы и роста" (Ваикра 25:36).

Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда - мужчины и женщины.

Заповедь, запрещающая брать в долг у еврея под проценты

Сказано в Торе: "Не вымогай роста (не бери под проценты) у своего брата" (Дварим 23:20).

Берущий в долг под проценты нарушает также запрет: "Перед слепым не ставь препятствия" (Ваикра 19:14; см. 76-ю запрещающую заповедь.)

Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда - мужчины и женщины.

56. Заповедь, запрещающая не давать деньги в долг еврею из опасения, что шмита (седьмой год) упразднит долг

Сказано в Торе: "Остерегайся, чтоб не было в твоем сердце злого умысла (подлости), заставляющего думать: приближается седьмой год, год прощения долгов, — и разозлится твое око на твоего нищего брата, и не дашь ему" (Дварим 15:9). Поступать так — великий грех. Сама Тора называет его низким и подлым.

Эту заповедь обязаны соблюдать везде мужчины и женщины. В период действия закона о йовэле она является постановлением Торы, а в наше время — указанием мудрецов. Рабейну Иона писал: "Тем более нельзя так поступать (отказывая в ссуде) в то время, когда кредитор ничего не теряет; тот, кто, ожесточив сердце, не дает в долг, умножает свой грех".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: