Вина и невиновность

Совесть мы познаем в отношениях, и связана она именно с Нашими отношениями между собой. Ибо каждое действие, как-либо отзывающееся на других, сопровождается неким «знаю­щим» чувством невиновности и вины. И как глаз, когда он от­крыт, постоянно различает светлое и темное, так и это «знаю­щее» чувство каждую секунду различает, на пользу или во вред отношениям наши поступки. То,- что вредит отношениям, мы ощущаем как вину, а то, что им служит, — как невиновность.

С помощью чувства вины совесть натягивает поводья и зас­тавляет нас сменить курс на противоположный. С помощью чувства невиновности она дает нам волю, и свежий ветер на­полняет паруса нашего корабля.

Это подобно равновесию. Чтобы мы его сохраняли, некий внутренний орган посредством ощущений комфорта и диском­форта постоянно движет нами и направляет нас, и точно так же, чтобы мы сохраняли важные для нас отношения, нами по­стоянно движет и направляет нас некий другой внутренний орган с помощью других ощущений комфорта и дискомфорта.

Отношения складываются в зависимости от условий, кото­рые в основном являются для нас заданными, так же как в си­туации с равновесием такими заданными условиями являются верх и низ, вперед и назад, право и лево. И хотя при желании мы можем упасть вперед или назад, вправо или влево, некий врожденный рефлекс все же заставляет нас восстановить рав­новесие, пока не произошло катастрофы, и таким образом мы вовремя возвращаемся в вертикальное положение.

Так и за нашими отношениями следит некий орган, стоящий над нашим произволом. Он как рефлекс заставляет нас коррек­тировать свое поведение и исправлять ошибки, когда мы нару­шаем условия, необходимые для сохранения хороших отноше­ний, и ставим под угрозу свое право на участие в них. Орган, отвечающий за сохранение отношений, так же, как орган, отве­чающий за равновесие, воспринимает человека вместе с его ок­ружением, распознает свободное пространство и его границы и управляет человеком с помощью различных ощущений комфорта и дискомфорта. Ощущение дискомфорта в этом случае воспри­нимается нами как вина, а комфорта — как невиновность.

Таким образом, вина и невиновность служат одному госпо­дину. Он впрягает их в одну повозку, задает им одно направление, они в одной упряжке делают одно дело. Они заставляют от­ношения развиваться и, сменяя друг друга, удерживают отно­шения в колее. Правда, иногда нам хочется самим взять пово­дья, но кучер не выпускает их из рук. В этой повозке мы только пленники и гости. А имя кучеру — совесть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: