Искусство и технологии: логика гибридизации

Развитие компьютерных и цифровых технологий стремительно вошло в мир искусства и оказало огромное влияние на его становление в XX веке. Для исследователей культуры и искусства эта тематика представляет значительный интерес, поскольку позволяет исторически проследить и теоретически проанализировать важнейшие тенденции культурной динамики, определяющий историческое развитие искусства и культуры в XX веке. Мы рассмотрим взаимодействие искусства и технологий с точки зрения тенденций техно-художественной гибридизации – формирования новых гибридных эстетических явлений через технологизацию искусства и эстетизацию технологий.

Техно-художественная гибридизация началась в XV веке с изобретения и распространения печати. Соединение литературной традиции с дистрибутивной силой печатной технологии изменило всю европейскую цивилизацию. Значение культурной гибридизации как фундаментальной логики культурных изменений убедительно показал в своих исследованиях уже известный нам Маршал Маклюэн. В частности, на примере распространения печати он продемонстрировал определяющую роль этой технологии в культурной динамике XV–XIX веков. Печать ознаменовала принципиальный переход от античных «техне» и техники, связанных с искусностью и мастерством человека, с присутствием его руки в процессе и продукте творчества, к технологии как самостоятельной отчуждённой логике производства – предвестье машинного века.

В конце XIX – начале ХХ веков техно-художественная гибридизация выходит на новый уровень в эстетике кинематографа – гибрида, в котором технология начинает в значительной мере диктовать эстетическое (визуальное) содержание киноискусства при сохраняющейся зависимости от его театрально-драматической нарративной основы. Творческий процесс в кинематографе полностью определяется технологической системой производства (прекрасный критический анализ кино как технологии мы находим в классической работе Вальтера Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»). За счёт технологических возможностей в кинематографе происходит более сложная художественная гибридизация – слияние литературы, театра, изобразительных, музыкальных и пластических искусств в новой жанровой конфигурации. Её дистрибутивные возможности в середине ХХ века были усилены телевизионным вещанием.

Параллельно со стремительным развитием кинематографа, машина и технологии как движущая сила преобразования искусства и культуры были подняты на знамя европейского художественного авангарда (модернизма) начала ХХ века. Русские конструктивисты (В. Татлин, Д. Ветров, Н. Габо), итальянские футуристы (Ф. Маринетти, Л. Русолло), представители немецкой школы Баухауз (О. Шлеммер, Л. Махой-Надь) создали новую эстетическую идеологию техно-художественной гибридизации, где технология начинает диктовать форму и содержание. Благодаря художественному авангарду, к гибридам второго порядка, наряду с кинематографом, были добавлены пространственно-световые скульптуры, кинопроекционное сопровождение музыкальных и театральных представлений, электромузыкальное звукоизвлечение. Возникло так называемое технологическое искусство, о котором подробнее будет сказано ниже.

С этого момента и на протяжении ХХ века интеграция искусства и технологий носила перманентный и необратимый характер. Она затронула всю жанровую структуру современного искусства и в рамках популярной, и в рамках высокой эстетики.

Начиная с середины ХХ века, благодаря кибернетике и компьютерным технологиям мы наблюдаем формирование техно-художественных гибридов нового типа. Здесь технологическая основа часто практически полностью предопределяет эстетику. Компьютерные и видеоигры, электронная музыка, модели виртуальной реальности, алгоритмическая живопись, роботизированная скульптура и интерактивные инсталляции невозможны без системы кибернетического контроля и постоянного функционирования его технологической основы. Эти гибриды отличает принципиально иная эстетика, в которой динамика реального времени, процессуальность и открытость, интерактивность и активное включение зрителя, дематериализация художественного объекта формируют совершенно новый эстетический опыт.

Однако между многообразием художественных практик и теми способами производства, которые обычно относят к разряду «технологий», существует сложная сеть культурных связей и отношений. Нельзя сказать, что литература была бы невозможна без изобретения печатного станка, но невозможно утверждать, что кинематограф не определяется его производственно-технологической системой. Критическое восприятие технологического прогресса художниками и интеллектуалами также демонстрирует смысловое и ценностное напряжение, существующее между одухотворяющим мир искусством и «омертвляющими» его технологиями.

Анализ становления художественных практик, основой которых стали компьютерные технологии, предполагает, с одной стороны, учёт самостоятельности и взаимной независимости сфер искусства и технологий. Не следует забывать, что компьютерные технологии, например, изначально не имели никакого касательства к миру искусства. Чисто военные либо чисто коммерческие (деловые) разработки, конечно, не были ориентированы на мир культуры. С другой стороны, новое цифровое искусство рождается на пересечении художественного творчества и технологических средств.

Гибридизация искусства и технологий является одним из аспектов более сложных и общих процессов культурной гибридизации или имплозии в современном мире – смешения сфер и объектов, до этого существовавших раздельно и самостоятельно (Stocker, 2005). Человеческое тело всё больше превращается в кибергибрид плоти и различных машин, передвигающих, тонизирующих, структурирующих человеческое тело. Экономика смешивается с эстетикой, политика с экономикой, политика и экономика – с технологиями, в науках нарастает давление гибридизации под знаменем междисциплинарности. Различные культуры всё более проникают друг в друга и одновременно унифицируются в глобальном процессе гомогенизации. Культурное наследие прошлого ремикшируется, оцифровывается, включается в самые непредсказуемые контексты современной жизни.

Мы можем рассмотреть техно-художественные гибриды на примере популярной массовой культуры, в которой они играют решающую роль в наши дни. Техно-художественная гибридизация носит, прежде всего, жанровый характер. Это вполне убедительно свидетельствует о её тотальности с точки зрения охвата художественных практик поп-культуры. Относительно художественного жанра нетрудно установить его гибридную технологическую «генетику». Можно выделить два типа техно-художественных гибридов: креативные (творческие) и инфраструктурные (дистрибутивные).

В креативных гибридах художественное содержание жанра диктует использование технологических элементов (например, нарратив в анимационном или кинофильме), и наоборот, характер технологии определяет параметры творческой реализации (технологии функционирования сети Интернет в случае сетевого искусства). Инфраструктурные гибриды – это своего рода «разносчики» искусства, технологические посредники между художниками и их поклонниками (мы уже видели, насколько дистрибутивность важная для печати кинематографа). Цифровой DVD-диск с фильмом или компьютерный CD-R-диск, содержащий арт-коллекцию или арт-проект, служат именно этой цели и к творческому процессу, как может показаться, имеют лишь косвенное отношение. Аналогичным образом интернет-сайт популярной лондонской галереи Тейт Модерн (Tate Modern), на котором представлена в электронном виде коллекция музея, также является дистрибутивным гибридом, однако это не умаляет тех креативных решений, которые воплотили в своей работе над этим сайтом веб-дизайнеры.

Эта типология позволяет сделать предположение, что современное искусство принципиально отличается своим дистрибутивным характером, что не обязательно означает его массовость и утрату аутентичности. В ряде случаев (например, кинопроизводство и DVD, графический дизайн или гипертекстовая литература в Интернете) инфраструктурные и креативные гибриды объединяются в одно целое.

Современное цифровое искусство разнообразно, сложно и интересно. Мы посвятим его обсуждению специальный раздел.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: