Выбор рациональной формы ТЭО. Расчет провозных платежей

Форма ТЭО выбирается на основе базисных условий поставки, с учетом сроков доставки и транспортных издержек по каждому варианту. При сравнении вариантов перевозки различными видами транспорта следует учитывать степень их развития в регионе, сезонность работы, экологическое воздействие транспортных, перегрузочных и складских операций на окружающую среду, развитие транспортно-технологических схем, безопасность и надежность технических средств на различных видах транспорта, качество транспортного обслуживания и другие факторы.

Все транспортно-экспедиционные услуги на железных дорогах классифицируются по трем категориям: месту, времени их выполнения и виду выполняемых работ.

По месту выполнения различают услуги, предоставляемые на складе грузоотправителя (экспедитора), на станции отправления, в пути следования, на станции назначения и на складе грузополучателя (экспедитора).

По времени выполнения различают услуги, предоставляемые до приема груза к перевозке, в процессе (после) приема груза к перевозке, в процессе перевозки, до выдачи груза, в процессе выдачи груза, после выдачи груза грузоотправителю (экспедитору), на станции отправления, в пути следования, на станции назначения и на складе грузополучателя (экспедитора).

По времени выполнения различают услуги, предоставляемые до приема груза к перевозке, в процессе (после) приема груза к перевозке, в процессе перевозки, до выдачи груза, в процессе выдачи груза, после выдачи груза.

По виду выполняемых работ можно выделить следующие услуги:

- заполнение и оформление документов;

- заключение договора перевозки;

- предъявление грузов к перевозке на местах общего и необщего пользования станций отправления;

- получение груза на станции назначения;

- завоз груза на места общего пользования станций отправления;

- вывоз груза с мест общего пользования станций назначения;

- подача-уборка вагонов;

- выполнение погрузочно-разгрузочных и складских работ;

- информационное обслуживание (информационные услуги);

- подготовка к перевозке и дополнительное оборудование подвижного состава;

- страхование грузов;

- уплата перевозочных платежей, сборов и штрафов (платежно-финансовые);

- таможенное оформление грузов;

- прочие виды работ.

Услуги, связанные с заключением договора на перевозку грузов:

- предоставление на железную дорогу заявок на перевозку грузов;

- согласование с железной дорогой заявки на перевозку грузов;

- получение от железной дороги согласованной заявки и передача ее грузоотправителю;

- предъявление накладной железной дороге после погрузки груза в вагон (контейнер);

- получение квитанции о приеме груза к перевозке от железной дороги и передача ее грузоотправителю.

Услуги, связанные с предъявлением грузов к перевозке:

- на местах общего пользования станций отправления – сдача груза или контейнера с грузом приемосдатчику железной дороги; установка запорно-пломбировочных устройств на контейнер;

- на местах необщего пользования станций отправления – установка запорно-пломбировочных устройств на вагон (контейнер); прием порожних и сдача груженых вагонов приемосдатчику железной дороги.

Услуги, связанные с получением груза на станции назначения:

- передача грузоотправителю раскредитованной накладной;

- получение у приемосдатчика железной дороги груза (контейнера) на местах общего пользования станции назначения;

- прием груженых и сдача порожних вагонов железной дороге при выгрузке на местах необщего пользования;

- съем запорно-пломбировочных устройств, установленных на вагоне (контейнере).

Услуги, связанные с завозом груза на места общего пользования станций, включают услуги по доставке грузов автомобильным транспортом от склада грузоотправителя до склада, расположенного на местах общего пользования станции отправления.

Услуги, связанные с вывозом груза с мест общего пользования станций включают услуги по доставке грузов автомобильным транспортом от склада, расположенного на местах общего пользования станции назначения, до склада грузополучателя.

Услуги, связанные с подачей и уборкой вагонов:

- подача вагонов на подъездной путь грузоотправителя (грузополучателя);

- уборка вагонов с подъездного пути грузоотправителя (грузополучателя);

- расстановка вагонов по грузовым фронтам;

- подборка вагонов для подачи на грузовые фронты.

Таблица 3.1 – Таблица связи транспортно-экспедиционных услуг по критериям классификации.

Место выполнения услуги Время выполнения услуги
На складе грузоотправителя (экспедитора) На железной дороге (станции отправления) В пути следования На складе грузоотправителя (экспедитора) На железной дороге (станции назначения) До приема груза к перевозке В процессе (после) приема груза к перевозке В процессе перевозки До выдачи груза В процессе выдачи груза После выдачи груза
Заполнение заявок на перевозку груза
  +       +          
Заполнение накладной
  +       +          
Оформление переадресовки
    +   +     + +    
Оформление претензии по перевозке к железной дороге
  +     +            
Предоставление на железную дорогу заявок на перевозку грузов
  +       +          
Согласование с железной дорогой заявки на перевозку грузов
  +       +          
Получение от железной дороги согласованной заявки и передача ее грузоотправителю
  +       +          
Предъявление накладной железной дороге на визирование
  +       +          
Получение от железной дороги завизированной накладной и передача ее грузоотправителю
  +       +          
Предъявление накладной железной дороге после погрузки груза в вагон (контейнер)
  +         +        
Получение квитанции о приеме груза к перевозке железной дорогой и передача ее грузоотправителю
  +         +        
Сдача груза, вагона или контейнера с грузом приемосдатчику железной дороги
  +         +        
Передача грузоотправителю раскредитованной накладной
        +       +    
Получение у железной дороги груза, вагона или контейнера с грузом
        +         +  
Сдача порожних вагонов или контейнеров железной дороге
        +           +
Завоз груза (контейнера) на станцию
  +       +          
Вывоз груза (контейнера) со станции
        +           +
Услуги, связанные с подачей и уборкой вагонов
      +             +
Услуги, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных и складских работ
+       + +         +
Информационные услуги
  + + +       + +   +
Услуги, связанные с подготовкой и оборудованием подвижного состава
+         +          
Услуги страхования
  +     + +          
Платежно-финансовые услуги
  +   +   +     +    
Услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств
+       + +     +    
Прочие услуги
+       + +         +

Провозные платежи (платы за перевозку грузов, дополнительные сборы и др.) исчисляются:

В сообщении между станциями железных дорог соседних стран за перевозку по железным дорогам страны отправления и страны назначения – по внутренним тарифам, действующим на железных дорогах этих стран.

В сообщении через транзитные дороги за перевозку по железным дорогам страны назначения и страны отправления - по внутренним тарифам, действующим на железных дорогах этих стран, а за перевозку по транзитным дорогам – по применяемому заинтересованными железными дорогами для данной международной перевозки транзитному тарифу.

Провозные платежи и штрафы за перевозку по дорогам страны отправления и страны назначения исчисляются в местной валюте, а платежи и штрафы за перевозку по транзитным железным дорогам – в валюте транзитного тарифа, применяемого заинтересованными железными дорогами для данной международной перевозки. По СМГС провозные платежи взимаются: за перевозку по железным дорогам отправления – с отправителя на станции отправления, по железным дорогам назначения – с получателя на станции назначения, по транзитным дорогам плата взимается с отправителя или с получателя в зависимости от базисных условий внешнеторговых контрактов.

Основная особенность международных перевозок – их конкурентный характер. Экономическая целесообразность конкретной внешнеторговой перевозки определяется конъюнктурой на товарных рынках. Величина тарифа ограничена уровнем мировых цен, которые складываются из соотношения между платежеспособным спросом и предложением с учетом транспортного фактора. В то же время, тарифы на внешнеторговые перевозки должны иметь достаточно стабильный характер, чтобы их применение обеспечивало выполнение внешнеторговых контрактов с оплатой в твердой валюте. Необходимая стабильность тарифов достигается тем, что они выражены в свободно конвертируемых валютах (СКВ).

В 1993 году государства СНГ приняли Тарифное соглашение на перевозку грузов в международном сообщении, регламентирующее порядок установления международных тарифов. На основании этого соглашения ежегодно на Тарифных конференциях принимается Тарифная политика железных дорог стран – участниц СНГ на перевозку грузов в международном сообщении на очередной фрахтовый год (ТП СНГ). Исходя из принятой ТП СНГ, железнодорожные администрации устанавливают Тарифную политику в пределах своего государства. Тарифную политику Российских железных дорог (ТП РЖД) принимает МПС России на основе предложений Центра фирменного транспортного обслуживания МПС РФ.

Ставки Тарифной политики на внешнеторговые перевозки устанавливаются на базе Международного железнодорожного транзитного тарифа (МТТ) в швейцарских франках.

Ставки Тарифной политики не включают в себя НДС и дополнительные сборы. Повышение уровня ставок и дополнительных сборов возможно не чаще двух раз в течение фрахтового года.

Специальные ставки представляют собой аккордные тарифные ставки, которые устанавливаются железнодорожной администрацией для конкретных корреспонденций и определенных наименований грузов. Согласно ТП СНГ спецставки могут устанавливаться на перевозки грузов через несколько стран-участниц тарифного соглашения. Такие спецставки называются сквозными. Спецставки выражены в долларах США за тонну или контейнер. Они могут включать в себя налог на добавленную стоимость (НДС).

Оплата внешнеторговых перевозок по Российским железным дорогам может осуществляться как в швейцарских франках, так и в долларах США.

Курс пересчета швейцарских франков в доллары США определяется, исходя из среднего соотношения швейцарского франка к доллару США по данным агентства «Рейтер» за последние три месяца, предшествующие его объявлению.

Курс пересчета объявляется централизованно Управлением делами Тарифной политики Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО МПС РФ) на первое число каждого квартала не позднее, чем за месяц до его введения.

ТП РЖД приняты ставки МТТ, к которым применяется серия коэффициентов, которые устанавливаются в целях приближения уровня и формы построения МТТ европейского типа к условиям экспортно-импортных перевозок по отечественным железным дорогам. На отечественных железных дорогах более высокая загрузка вагонов и большая дальность перевозок.

При перевозках грузов повагонными отправками из (в) государств-участников СНГ в (из) третьи страны, а также между станциями железных дорог государств-участников СНГ, базовая ставка для конкретного расстояния перевозки рассчитывается по ставкам МТТ по формуле:

Тбаз =Т мтт ∙ k д ∙ k п ∙ k а (7.1)

где Т мтт - ставка МТТ для соответствующей весовой категории МТТ на

конкретных расстояниях перевозки, а при загрузке вагона

свыше 25 т ставка МТТ для весовой категории – 25т,

швейцарские франки за одну тонну груза;

kд - коэффициент, учитывающий дальность перевозок;

kп - поправочный коэффициент при загрузке вагона свыше 25 т;

kа - коэффициент, учитывающий принадлежность груза к массовым

грузам, равный 0,9.

Ставки округляются до целых сантимов.

Для расчета тарифа за перевозку по территории России воспользуемся следующей формулой:

Тбаз =Т прейск. ∙ k д ∙ k а (7.2)

К рассчитанной базовой ставке применяются коэффициенты, предусмотренные Тарифной политикой для конкретных перевозок, а в случаях, предусмотренных договорами между железными дорогами-участницами Тарифного соглашения и экспедиторскими организациями, договорная скидка; при перевозках грузов из (в) государств-участников СНГ в (из) третьи страны (и между станциями СНГ) предусмотрены индексы по родам грузов.

Коэффициенты, учитывающие дальность перевозок и степень загрузки вагонов, приводятся в «Тарифной политике».

Для отправительских маршрутов действует коэффициент 0,9, который соответствует скидке 10% во внутрироссийском сообщении.

В ТП РЖД с помощью коэффициентов осуществляется перевозка внешнеторговых грузов в собственном или арендованном предприятием или организацией подвижном составе (плата взимается с постоянным коэффициентом 0,85). Более низкие коэффициенты – до 0,65 вводятся в ТП РЖД на сезонные перевозки нефти и нефтепродуктов в цистернах, не относящихся к общему парку МПС. Порожний пробег собственных и арендованных вагонов оплачивается по ставке МТТ – 0,06 шв. фр. за осе-км, а контейнеров – по ставке за груженый рейс с понижением в 2 раза.

Годовые понижающие индексы (значение меньше 1) устанавливают, как правило, на наиболее дешевые топливно-сырьевые и другие грузы (уголь, стройматериалы, железная руда, лес, сахар, бахчевые), а повышающие – на дорогостоящую готовую продукцию (машины, аппараты и приборы, мебель, парфюмерия, автомобили, черные металлы, прокат).

Для определения окончательного размера провозной платы базовые ставки ТП следует умножать на годовой индекс по заданному грузу, а затем на понижающий текущий коэффициент на квартал с учетом характера внешнеторговой перевозки (экспорт или импорт), направления, дальности перевозки и других факторов, указываемых в ТП РЖД.

Маршрут следования Чоп – Катовице по МТТ – 1196 км.

К провозной плате добавляются сборы за дополнительные операции. Эти сборы определяются по ставкам МТТ, а при их отсутствии – по внешнему тарифу.

Таблица 4.1 – Дополнительные сборы за вагон

№ по прядку Наименование дополнительного сбора Стоимость, руб.
  Оформление комплекта перевозочных документов  
  Заполнение ГТД  
  Экспортное извещение  
  Таможенные сборы на пограничных переходах  
  Перегрузка грузов из вагонов колеи 1520 мм в вагоны колеи 1435  
  Услуги экспедитора  
Итого  

Итого провозная плата за вагон составит 120742 руб.

За всю партию товара (за 2 вагона) – 241484 руб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: