Технология социального консультирования.
Содержание.
1. Роль социального консультирования в системе социального обслуживания населения………………………………стр. 2-3
2. Формы социального консультирования……………..стр. 4-5
3. Процесс консультирования……………………………стр. 5-7
4. Методы социального консультирования…………….стр. 8-11
Используемая литература………………………………..стр. 11
Роль социального консультирования в системе социального обслуживания населения.
Как один из методов технологии социальной работы консультирование играет важную роль в системе социального обслуживания населения. Консультирование как технологический способ решения социальных задач — это процедура, часто используемая в социальной работе, в медицинской, юридической практике специалистами разных направлений с целью ориентации граждан, отдельных лиц, семей, групп, общин путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией.
Решение многих проблем в практике социальной работы требует прежде всего информационного обмена со многими специалистами: врачами, юристами, психологами, работниками городских служб и учреждений. Утверждение и общественное признание социальной работы как важной подотрасли социальной защиты населения во многом определяются усилением роли специалистов социальной работы в качестве консультантов.
В практике социальной работы встречаются и широко используются несколько типов консультирования, а именно:
— общее консультирование клиентов специалистами социальной работы.
— специальное консультирование клиентов по направлению социальных работников специалистами социальных служб или учреждений.
— обучающее консультирование специалистов социальных служб и организаций работниками вышестоящих организаций и учреждений. Оно включает работу с персоналом, разъяснение содержания законов, социальной политики, программ, процедур, направленных на улучшение социального обслуживания населения.
— договорное консультирование специалистами социальных организаций по различным организационным, экономическим, профессиональным и иным вопросам.
По своей технологии и форме консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого консультант передает специальные знания и соответствующую информацию консультируемому лицу с целью помочь ему в решении назревших проблем, а также при подготовке социальных прогнозов, перспективных программ и т.п.
Формы социального консультирования.
В настоящее время в нашей стране наиболее острые проблемы возникают у таких категорий населения, как молодежь, людей пожилого возраста, многодетныех семей и др.
Решение таких проблем не может быть реализовано без организации социальной работы. С этой целью открываются центры социальной поддержки населения, социальной реабилитации подростков, психологической помощи, "телефоны доверия", консультации "семья и брак" и другие консультационные центры.
Особая задача социального работника консультационной службы заключается в умении провести первую беседу.
С ростом безработицы и массовым высвобождением работников активно работают центры занятости. Они занимаются проблемами трудоустройства, переобучения и переквалификации кадров. В службах занятости работают отделы по профессиональному консультированию и психологической поддержке граждан, где помогают быстрее адаптироваться к изменившимся условиям жизни. Работники служб занятости консультируют руководителей предприятий, как правильно проводить массовое высвобождение, как уменьшить количество высвобождаемых работников за счет внутрипроизводственных перемещений, изменений в работе, найме новых работников на вакантные рабочие места и т.д. Консультанты анализируют причины высвобождения, принимают совместно с руководителями решения и помогают в реализации этих решений.
Организационные формы социального консультирования разнообразны и зависят от психологических, материальных, юридических, организационных и других проблем.
Результат консультирования во многом зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым. Для этого необходимо соблюдать следующие технологические условия. Во-первых, необходимо, чтобы позиция консультанта не противоречила взглядам клиента. Во-вторых, необходимо наглядно показать клиенту, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать и соответствовать удовлетворению его потребностей и интересов. В-третьих, при всех равных условиях, люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение, и отвергают позицию того, к кому испытывают отрицательные эмоции.
Чтобы стать опытным консультантом, мало быть заботливым и понимающим, надо еще умело применять на практике соответствующие приемы и методы. Хороший консультант должен обладать семью качествами:
1. Эмпатией, или способностью видеть мир глазами другого человека;
2. Уважением к клиенту, способностью реагировать на проблему клиента таким образом, чтобы передать ему уверенность в том, что он может справиться с ней;
3. Конкретностью, четкостью;
4. Знанием самого себя и умением оказывать другим помощь в самопознании;
5. Искренностью, умением вести себя естественно во взаимоотношениях с клиентом;
6. Соответствием, то есть умением вести себя так, чтобы используемые слова соответствовали жестам, «языку телодвижений»;
7. Сиюминутностью, то есть умением иметь дело с тем, что происходит в настоящий момент встречи.
Процесс консультирования.
Проведение любой консультации предполагает соблюдение основных принципов:
· Целесообразность и целеустремленность. Консультация должна иметь конкретную цель, решать строго определенную задачу, проблему.
· Добровольность и ненавязчивость. Консультируемый вправе в любое время отказаться от помощи консультанта. Эффективность консультации определяется ценностью идей, а не статусом консультанта.
· Методическая грамотность и компетентность. Ядром технологии процесса консультирования является установление доверительных взаимоотношений консультанта и консультируемого. Грамотный консультант должен обладать широкой эрудицией и быть компетентным в области обсуждаемой проблемы, уметь методически грамотно, убедительно вести консультации.
Консультирование не является одномоментной акцией, это — процесс. Оно имеет протяженность во времени, поэтому в этом процессе можно выделить несколько этапов.
Основные из них:
— выявление причин, побудивших клиента к обращению за консультацией;
— анализ, оценка и диагностика проблемы;
— формулировка проблемы и определение целей консультации;
— установление стратегии и плана действий;
— осуществление соответствующих действий;
— оценка результатов консультации и выводы.
Консультация в социальной работе обычно подразумевает формулирование рекомендаций, советов по содержанию, приемам и формам поведения и жизнедеятельности, по руководству подчиненными, доведения до клиента дополнительной информации.
Следует учитывать, что на результаты консультации большое влияние оказывает мнение, бытующее среди ближайшего окружения клиента. Социальная среда, или обстановка, в которой проводится консультация, способны вызвать к жизни различные ассоциации и воздействовать на варианты социальной помощи, которые могут по-разному повлиять на действенность усилий консультанта по социальной работе: положительно, негативно или нейтрально. Предвидеть характер влияния среды и обстоятельств — также входит в задачу консультанта.