Методы социального консультирования

Методы социального консультирования можно разделить на две группы.

Первая группа. Консультант может предложить наиболее подходящие рекомендации или советы исходя из своих знаний и опыта работы. Используя такие методы, консультант отвечает за качество и законченность совета.

Вторая группа. Консультант стремится развить у организации способности самостоятельного решения проблем.

Это разделение на группы зависит от поведенческих ролей консультанта, его "директивного" и "недирективного" поведения.

- Директивный – консультант занимает позицию руководителя и является инициатором действий.

- Недирективный – позволяет клиенту активно участвовать в выработке решений.

Методы консультирования: проективное консультирование, рефлексивное консультирование, консультирование процесса, прогностическое консультирование, диагностическое интервью, элемент социально-психологического тренинга, игровые методы.

· Проективное консультирование – консультант ставит диагноз и разрабатывает предложения. Консультант не обучает клиента использованию методов диагностики и решения проблем и не принимает участие в процессе внедрения своих предложений.

· Способ консультирования процесса – диагностика проводится консультантом совместно с клиентом. Консультант обучает клиента использованию методов диагностики в решении проблем, а клиенты вырабатывают при помощи этих методов предложения, консультант участвует в процессе их внедрения. Задача консультанта – подвести клиентов к решению. Консультанты осуществляют руководство процессом мышления клиентов, предполагая, что решение должно быть выработано (найдено) при помощи эффективного использования имеющегося у них потенциала. Консультант задает наводящие вопросы, а клиенты сами ставят диагноз и находят решение проблем.

· Рефлексивное консультирование – один из методов, основанный на осмыслении процесса, способов и результатов деятельности отдельного человека и группы. Человек имеет возможность взглянуть на происходящее как бы со стороны. Рефлексия – механизм саморазвития человека, закрепляющий удачные элементы и отмечающий неудачные. Рефлексивное консультирование позволяет предложить клиентам ситуацию отстраненности от реальной жизни. Это дает возможность выявить, развивать, проживать и рефлексировать на всех уровнях различные профессиональные и ролевые позиции, разные модели организаций и их социального окружения, варианты возможных проблем и их решений. Клиенты возвращаются к своей реальности максимально обогащенными новым профессиональным и личностных опытом, новыми возможностями и навыками.

· Прогностическое консультирование – консультирование, ставящее своей целью предусмотреть возможные варианты развития тех или иных процессов и явлений. Оно состоит в подготовке рекомендаций, предложений, проектов о том, в каком направлении желательно развитие объекта.

· Интервью как метод консультирования предполагает оказание воздействия с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих возможности клиента.

Пятишаговая модель интервью:

1) достижение взаимопонимания. Консультант конструирует ситуацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Дает клиенту информацию о своих возможностях. Эта стадия заканчивается, когда достигнуто соответствие психолога и клиента;

2) сбор информации. Консультант решает вопросы: "Зачем клиент пришел?", уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы;

3) определение желаемого результата (клиенту предлагается определить свой идеал, а также что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут);

4) выработка альтернативных решений (вместе работают над вариантами решений);

5) обобщение предыдущих стадий, переход к действию.

· Игровые методы в консультировании. Их используют, когда консультант не может сразу предложить решение проблемы. Он провел диагностику, выяснил трудности, но сформулировать полезные рекомендации не может. Возможен другой вариант. Консультант знает решение проблемы, но появились сомнения, что клиент примет его рекомендации.

В обоих случаях консультант хочет, чтобы клиенты самостоятельно прошли путь от осознания проблемы до принятия решения. С этой целью предлагается деловая игра.

При проведении игры создаются проблемные группировки, представляющие различные точки зрения и разные цели. Консультант составляет программу проведения игры, в которой обосновывает ее необходимость, кратко излагает правила игры.

Деловая игра состоит из трех этапов. Игре предшествует диагностика (анализ состояния выявленных проблем, возможностей и путей их решения); после завершения игры идет реализация результатов, то есть доведение разработанного решения до конкретных форм реализации.

Этапы игры: диагностика – игра – реализация.

· Социально-психологический тренинг направлен на развитие коммуникативных способностей индивидов, рефлексивных навыков (умение анализировать поведение и состояние членов группы и свое собственное, анализировать ситуацию и себя в ней), умение адекватно воспринимать себя и окружающих.

В процессе тренинга корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.

Кроме рассмотренных методов решения проблем существуют: техника самоанализа с помощью групп, проблемный анализ ситуации, метод "мозговой атаки", технология группового решения проблем.

Используемая литература

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ /ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ /Под редакцией И.Г. Зайнышева// Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».2002


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: