Организационный психолог и психологическое консультирование в организации

Эффективность функционирования любой организации зависит не только от уровня ее организационной культуры и оптимальности принимаемых решений, но и от качества их исполнения. Последнее, в свою очередь, определяется как квалификационными характеристиками сотрудников, так и их личностными качествами, а также психологическим климатом организации и ее структурных подразделений. Естественно, что менеджмент личностных и межличностных аспектов исполнительской деятельности требует специальных психологических знаний и навыков. Поскольку в подавляющем большинстве организаций руководители и менеджеры не имеют специальной психологической подготовки, вышеуказанные функции должны выполняться профессиональным психологом (психологом-консультантом) [17].

Организационный психолог – специалист в области управления человеческими ресурсами организации, психологического сопровождения управленческой деятельности и психологических основ маркетинга.

Организационный психолог работает в области процессного консультирования. Процессное консультирование представляет собой способ (стиль) консультирования направленный на проведение системных изменений в организации. Суть его состоит в том, что консультант, работая с отдельными сотрудниками и/или группами компании, помогает им понять личностные, межличностные и групповые процессы в организации и научиться решать проблемы, появляющиеся в ходе этих процессов.

За помощью к процессным консультантам, организации обращаются, когда необходимо улучшить, эффективно организовать или наладить бизнес-процессы в организации. Под бизнес-процессами мы понимаем деятельность по преобразованию ресурсов в продукты и услуги, включая модели управления, координации, передачи информации и принятия решений.

Более того, консультировать организацию «по процессу» лучше всего удается именно организационному психологу, знающему теорию деятельности, организационную психологию и психологию труда, психологию управления и инженерную психологию.

Цель деятельности организационного психолога – организация, способная успешно развиваться в условиях динамичного (непрерывно меняющегося) окружающего мира. Как отмечает Л. Тобиас основная цель психолога-консультанта – помочь сотрудникам организации трудиться продуктивнее. Достижение этой цели предполагает участие психолога в решении следующих задач:

• улучшение психологического климата в организации и повышение «боевого духа» его сотрудников;

• совершенствование практики подбора кадров;

• модернизация организационной структуры;

• оказание поддержки служащим в развитии их способностей;

• сплочение коллектива в единую команду;

• формирование доброжелательной атмосферы на производстве;

• помощь людям в преодолении стрессов;

• достижение соответствия между складом человека и его работой;

• устранение конфликтов;

• снижение текучести кадров;

• оценка производственных программ с психологической точки зрения;

• проведение разумной политики поощрения и наказания;

• консультирование руководителей по психологическим аспектам деятельности предприятия на рынке, включая переговоры, рекламу, маркетинг и др.

Объекты деятельности организационного психолога – организация, персонал, управленческий состав, отдельные подразделения или работники организации.

Продукты деятельности психолога-консультанта могут быть самыми разнообразными, в зависимости от характера деятельности. Психолог организует процесс деятельности, его задача состоит в том, чтобы этот процесс был результативным.

Организационный психолог работает по различным направлениям, среди которых выделяется четыре основных.

1. Организационное развитие:

а) определение проблем в организации и их решений;

б) разработка философии организации;

в) развитие организационной культуры.

2. Работа с персоналом:

а) адаптация работника в организации;

б) оказание помощи работнику в профессиональном развитии (участие в организации профессионального обучения);

в) профессиональная диагностика, профконсультирование, профотбор;

г) диагностика и оптимизация состояния персонала;

д) обучение работников общению в рамках коммуникативных способностей (тренинги);

е) консультирование по личным проблемам (по запросу).

3. Работа с группой:

а) работа с группой по форме от индивидуальной к активной группе;

б) анализ и коррекция межличностных отношений (социометрия);

в) оценка и оптимизация социально-психологического климата включая конфликты.

4. Работа с руководителем:

а) помощь в оценке и подборе персонала;

б) помощь в профессиональном развитии (планирование карьеры, стиль деятельности и т.п.);

в) консультирование руководителя по личным проблемам (по запросу).

Л. Джуэлл также описывает прикладную деятельность индустриально-организационных психологов и выделяет в ней следующие направления работы.

Отбор сотрудников и их распределение по рабочим местам:

- разработка оценочных инструментов для отбора, распределения, аттестации и продвижения по службе сотрудников;

- проверка валидности инструментов тестирования;

- профессиографический анализ;

- разработка и применение программ подбора персонала;

- оптимизация размещения персонала;

- определение потенциала сотрудников для работы в качестве менеджеров.

Обучение и развитие:

- определение потребности в обучении и развитии;

- составление и проведение программ технической подготовки персонала и развития менеджмента;

- оценка эффективности программ обучения и развития с точки зрения производительности труда и удовлетворенности сотрудников;

- планирование карьеры.

Организационное развитие:

- анализ структуры организации;

- повышение удовлетворенности и эффективности отдельных сотрудников и рабочих групп;

- проведение организационных изменений.

Измерение выполнения работы:

- разработка критериев;

- измерение полезности;

- оценка эффективности организации.

Качество рабочей жизни:

- повышение производительности труда отдельных сотрудников;

- выявление факторов связанных с удовлетворенностью работой;

- перепланирование работы с целью повышения ее содержательности.

Психология потребителей:

- оценка предпочтений;

- определение реакций потребителей на новые продукты;

- разработка стратегий сегментирования рынка.

Инженерная психология:

- проектирование рабочей среды;

- оптимизация эффективности взаимодействий между человеком и техникой;

- разработка системных технологий [19].

Организационный психолог проводит организационную диагностику, изучает и организовывает процессы, происходящие внутри организации. Определяет управленческие ошибки и проблемы организации. Психолог может выступать и в качестве эксперта, например, при разработке профессиограмм и должностных инструкций, составлении психограмм и «психологических портретов» успешных специалистов, при подборе персонала и планировании карьеры сотрудников организации, в оценке оборудования рабочих мест, освещенности, режима труда и т.д. Кроме того, он может выступать и в роли проектного консультанта, например, при формировании корпоративной культуры, участвуя в разработке кодекса фирмы, в разработке и осуществлении проектов, направленных на мотивацию персонала, повышение качества работы. В качестве консультанта по процессу психолог может выступать при формализации производственных отношений, в профилактике и разрешении конфликтов, проводя различные тренинги, собрания трудового коллектива.

Осуществляя организационную диагностику, психолог использует методы самодиагностики, диагностического интервью, анкетирования, наблюдения, изучения документов и т.п. Психолог определяет проблемы компании и организует процесс по их устранению и разрешению. После того, как разрешены корневые и узловые проблемы предприятия, организация «здорова», психолог участвует в организации процессов по развитию компании. Это могут быть процессы:

• организация и постановка маркетинга на предприятии;

• консалтинг по вопросам рекламы и PR;

• усиление привлекательности фирмы в глазах клиентов;

• командообразование;

• корпоративная культура;

• согласование целей, целеобразование;

• формализация отношений, определение функций подразделений и сотрудников;

• мотивация и оценка персонала;

• управление персоналом;

• стратегическое планирование и управление;

• организация производства;

реструктуризация и другие.

[https://2navigation.ru/dlia-organizacii/rukovoditeliam/128.html]


40. Инженерная психология: предмет изучения, направления развития, цели и задачи исследований.

«Инженерная психология» занимается изучением взаимодействия человека и различных технических устройств. Это научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек-машина». Нередко причиной аварии на производстве является так называемый «человеческий фактор» - то есть несоответствие человека и технической системы, которой он управляет.

Это может быть скорость его реакции, объем перерабатываемой информации, его анатомические особенности и т. д.

Поэтому инженерная психология изучает информационное и эргономическое взаимодействие человека со сложной техникой, а также функциональное состояние человека-оператора в процессе деятельности (особенно – в напряженных и экстремальных условиях). В связи с все более узкой специализацией в последнее время можно говорить о выделении из инженерной психологии таких научных направлений, как авиационная психология, космическая психология, промышленная психология и т. д.

[Ю.В.Щербатых "Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах»:". - М.:Кнорус, 2011. - 248 с. https://www.no-stress.ru/UchebnHYPERLINK "https://www.no-stress.ru/Uchebniki/PsyLabor/PsyLabor-book/PsyLab-theory.html"iki/PsyLabor/PsyLabor-book/PsyLab-theory.html]

С развитием технического прогресса, механизации и автоматизации производства, с появлением множества новых профессий возникла специальная техническая проблема - проблема учета психологических возможностей человека при работе с техникой. Началось интенсивное изучение предельных возможностей человека, скорости переработки информации, исследование закономерностей утомления при работе на определенных технических средствах и все это с намерением проектирования новой техники, приспособленной к возможностям человека. Это направление получило название инженерной психологии.

Если основной задачей психологии труда является учет психологических особенностей работы человека применительно к условиям труда, то основной задачей инженерной психологии стало приспособление техники к возможностям человека.

Классическим объектом инженерной психологии является деятельность человека в системах контроля и управления (труд диспетчера, оператора у пульта управления и т.п.), точнее, взаимодействие человека и машины в этих системах. Однако область ее исследований более широка. Она охватывает все виды техники. Инженерно-психологические исследования необходимы всюду, где речь идет о создании тех или иных устройств, рассчитанных на восприятие, представление, мышление человека, на его действия.

Таким образом, инженерная психология изучает объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек-машина" (СЧМ). Поскольку человек остается ведущим звеном в организации трудовой деятельности, то и основное внимание уделяется деятельности человека-оператора и тем сложностям, с которыми ему приходится сталкиваться в процессе выполнения сложных заданий.

Если производительный труд человека ранее имел преимущественно физический, мускульный характер, то сейчас в связи с достижениями научно-технического прогресса он все более интеллектуализируется. Управление машинами связано не столько с физическими, сколько с умственными нагрузками. Основными функциями человека на производстве все более становятся программирование работы машин, управление ими и контроль. Они связаны с необходимостью перерабатывать большие потоки информации и принимать ответственные решения.

За счет развития техники возможности человека расширяются, но техника оказывается настолько сложной, что ею становится трудно управлять. Возникает задача согласования конструкций машин с психологическими и физиологическими характеристиками человека.

Инженерная психология рассматривает деятельность человека и функционирование машины во взаимосвязи. Часто человек допускает ошибки не потому, что он не овладел профессией, а потому, что его психофизиологические возможности ограничены: скорость передаваемой информации превышает возможности органов чувств, форма сигналов оказывается трудной для осмысливания ее человеком. Если при создании новой техники не будут учтены закономерности восприятия, внимания, памяти и мышления, психические свойства человека и динамика его психических состояний, то это означает, что уже в самой создаваемой технике "закладывается" человеческая ошибка.

Инициаторами создания инженерно-психологического направления выступали американские и английские психологи А. Чапанис, Мак-Фердан, У. Гарнер, Д. Бронбет и др.

Как самостоятельная наука инженерная психология начала формироваться в 40-х годах ХХ века и первоначально развивалась как направление традиционной психологии труда, основным объектом которой было исследование непосредственного взаимодействия человека с предметами и орудиями труда (инструменты, станок, конвейер, средства транспорта и т.п.). Задачи инженерной психологии сводились в основном к критическому анализу ошибок проектирования оборудования или подготовке операторов, выявлению факторов, влияющих на эффективность систем "человек-машина". Были выработаны полезные рекомендации по рациональному конструированию пультов управления, шкал приборов, средств индикации и т.п.

Весь комплекс теоретических и практических инженерно-психологических исследований имеет главной целью обеспечение высокой эффективности систем "человек-техника". Эффективность любой системы определяется ее производительностью и надежностью при таких условиях, как, например, качество продукта (результата), долговечность, энергозатраты и т.п. Надежность - комплексное свойство объекта, состоящее в его способности выполнять заданные функции, сохраняя свои основные характеристики в установленных пределах. Производительность, качество, надежность следует отнести к основным параметрам эффективности деятельности.

Параметры эффективности деятельности - это количественные и качественные показатели, по которым оценивается эффективность деятельности.

Эффективная работа системы "человек-техника" требует наличия высокопроизводительной и надежной техники; конструкция техники и организации производственного процесса должны позволять человеку реализовать все технические возможности. И, наконец, человек должен быть способным по своим качествам реализовать эти возможности, добиваться высокой производительности труда и обеспечивать выполнение производственных операций.

Достижение главной цели инженерной психологии осуществляется, во-первых, за счет улучшения технологических характеристик трудового процесса, а во-вторых, за счет характеристик трудового процесса и условий труда, стимулирующих трудовую активность человека и в конечном счете - его отношение к труду.

Как психологическая наука инженерная психология изучает психические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования к техническим устройствам вытекают из особенностей человеческой деятельности, т.е. решает задачу приспособления техники и условий труда к человеку.

Как техническая наука инженерная психология изучает пульты управления, кабины машин, процессы и алгоритмы их функционирования для выяснения требований, предъявляемых к психологическим и физиологическим особенностям человека-оператора.

Основные задачи инженерной психологии:

• Анализ функций человека в СЧМ, изучение структуры и классификации деятельности оператора.

• Изучение процессов преобразования информации человеком-оператором. Преобразование информации человеком включает в себя четыре этапа: прием информации, переработка принятой информации, принятие решения, осуществление управляющих воздействий.

• Разработка принципов построения рабочих мест операторов.

• Изучение влияния психологических факторов на эффективность систем "человек-машина".

• Разработка принципов и методов профессиональной подготовки операторов в СЧМ (профессиональный отбор, обучение, формирование коллектива, тренировка).

• Инженерно-психологическое проектирование и оценка систем "человек-машина".

• Определение экономического эффекта инженерно-психологических разработок.

[Фугелова Т.А. «Инженерная психология» https://lit.lib.ru/t/trushnikow_d_j/text_0140.shtml]

41. Системы «человек-машина»: определение понятия, структура и основные подходы к классификации.

Под системой понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, предназначенных для решения единой задачи. В зависимости от степени участия человека в работе системы "человек-машина" различают: автоматические, автоматизированные и неавтоматические системы. Работа автоматической системы осуществляется без участия человека. В неавтоматической системе работа выполняется человеком без применения технических устройств. В работе автоматизированной системы принимает участие как человек, так и технические устройства. Следовательно, такая система представляет собой систему "человек — машина".

На практике применяются самые разнообразные виды систем "человек - машина". Основой их классификации могут явиться следующие четыре группы признаков: целевое назначение системы, характеристики человеческого звена, тип и структура машинного звена, тип взаимодействия компонентов системы.

По целевому назначению можно выделить следующие классы систем:

а) управляющие, в которых основной задачей человека является управление машиной (или комплексом);

б) обслуживающие, в которых человек контролирует состояние машинной системы, ищет неисправности, производит наладку, настройку, ремонт;

в) обучающие, т.е. вырабатывающие у человека определенные навыки (технические средства обучения, тренажеры и т.п.);

г) информационные, обеспечивающие поиск, накопление или получение необходимой для человека информации (радиолокационные, телевизионные, документальные системы, системы радио - и проводной связи и др.);

д) исследовательские, используемые при анализе тех или иных явлений, поиске новой информации, новых заданий (моделирующие установки, макеты, научно-исследовательские приборы и установки).

Особенность управляющих и обслуживающих систем заключается в том, что объектом целенаправленных воздействий в них является машинный компонент системы. В обучающих и информационных СЧМ направление воздействий противоположное - на человека. В исследовательских системах воздействие имеет и ту, и другую направленность.

По признаку характеристики "человеческого звена" можно выделить два класса СЧМ:

а) моносистемы, в состав которых входит один человек и одно или несколько технических устройств;

б) полисистемы, в состав которых входит некоторый коллектив людей и взаимодействующие с ним одно или комплекс технических устройств.

Полисистемы в свою очередь можно подразделить на "паритетные" и иерархические (многоуровневые). В первом случае в процессе взаимодействия людей с машинными компонентами не устанавливается какая-либо подчиненность и приоритетность отдельных членов коллектива. Примерами таких полисистем может служить система "коллектив людей - устройства жизнеобеспечения" (например, система жизнеобеспечения на космическом корабле или подводной лодке). Другим примером может быть система отображения информации с большим экраном, предназначенная для использования коллективом операторов.

В отличие от этого в иерархических СЧМ устанавливается или организационная, или приоритетная иерархия взаимодействия людей с техническими устройствами. Так, в системе управления воздушным движением диспетчер аэропорта образует верхний уровень управления, следующий уровень - это командиры воздушных судов, действиями которых руководит диспетчер. Третий уровень - остальные члены экипажа, работающие под руководством командира корабля.

По типу и структуре машинного компонента можно выделить инструментальные СЧМ, в состав которых в качестве технических устройств входят инструменты и приборы, отличительной особенностью этих систем, как правило, является требование высокой точности выполняемых человеком операций.

Другим типом СЧМ являются простейшие человеко-машинные системы, которые включают стационарное и нестационарное техническое устройство (различного рода преобразователи энергии) и человека, использующего это устройство. Здесь требования к человеку существенно различаются в зависимости от типа устройства, его целевого назначения и условий применения. Однако их основной особенностью является сравнительная простота функций человека.

Следующим важным типом СЧМ являются сложные человеко-машинные системы, включающие помимо использующего их человека некоторую совокупность технологически связанных, но различных по своему функциональному назначению аппаратов, устройств и машин, предназначенных для производства определенного продукта (энергетическая установка, прокатный стан, автоматическая поточная линия, вычислительный комплекс и т.п.). В этих системах, как правило, связанность технологического процесса обеспечивается локальными системами автоматического управления. В задачу человека входит общий контроль за ходом технологического процесса, изменение режимов работы, оптимизация отдельных процессов, настройка, пуск и остановка.

Еще более сложным типом СЧМ являются системотехнические комплексы. Они представляют собой сложную техническую систему с неполностью детерминированными связями и коллектив людей, участвующих в ее использовании. Для систем такого типа характерным является взаимодействие не только по цепи "человек - машина", но и по цепи "человек - человек - машина". Другими словами, в процессе своей деятельности человек взаимодействует не только с техническими устройствами, но и с другими людьми. Типичными примерами системотехнических комплексов различного уровня и назначения могут служить судно, воздушный лайнер, промышленное предприятие, вычислительный центр, транспортная система и т.п.

В основу классификации СЧМ по типу взаимодействия человека и машины может быть положена степень непрерывности этого взаимодействия. По этому признаку различают системы непрерывного (например, система "водитель-автомобиль") и эпизодического взаимодействия. Последние, в свою очередь, делятся на системы регулярного взаимодействия и стохастического. Примером системы регулярного взаимодействия может служить система "оператор - ЭВМ". В ней ввод информации и получение результатов определяются характером решаемых задач, т.е. режимы взаимодействия во времени регламентируются характером и объемом вычислений. Эпизодическое взаимодействие имеет место в таких системах, как "оператор - система централизованного контроля", "наладчик - станок" и т.п.

Несмотря на большое разнообразие систем "человек - машина", они имеют целый ряд общих черт и особенностей. Эти системы динамические, целеустремленные, самоорганизующиеся, адаптивные.

Характерные особенности, присущие СЧМ как сложной динамической системе: разветвленность структуры между элементами (человеком и машиной); разнообразие природы элементов (в состав СЧМ могут входить человек, коллектив людей, автоматы, машины, комплексы машин и т.д.); перестраиваемость структуры и связей между элементами (например, при нормальном ходе технологического процесса оператор лишь следит за ходом его протекания, т.е. включен в контур управления как бы параллельно; при отклонении от нормы оператор берет управление на себя, т.е. включается в контур управления последовательно); автономность элементов, т.е. способность их автономно выполнять часть своих задач.

Системы "человек - машина" относятся также к классу целеустремленных систем. Существенной особенностью целеустремленных систем является их способность получать одинаковые результаты различными способами. Системы этого класса могут изменять свои задачи; они выбирают как сами задачи, так и средства их реализации. Целеустремленность СЧМ обусловлена тем, что в нее включен человек. Именно он ставит цели, определяет задачи и выбирает средства достижения цели.

Системы "человек - машина" можно рассматривать и как адаптивные системы. Свойство адаптации заключается в приспособлении СЧМ к изменяющимся условиям работы, в изменении режима функционирования в соответствии с новыми условиями. До недавнего времени свойство адаптации СЧМ реализовалось благодаря приспособительным возможностям человека, гибкости и пластичности его поведения, возможности его изменения в зависимости от конкретной обстановки. В настоящее время ставится вопрос о создании СЧМ, в которой свойство адаптации реализуется путем соответствующего технического обеспечения. Речь идет о создании таких технических средств, которые могут изменить свои параметры и условия деятельности в зависимости от текущего конкретного психофизиологического состояния человека и показателей эффективности его деятельности.

Система "человек - машина" может быть отнесена к классу самоорганизующихся систем, т.е. систем, способных к уменьшению неопределенности после вывода их из устойчивого, равновесного состояния под действием различного рада возмущений. Это свойство становится возможным благодаря целенаправленной деятельности человека, способности его планировать свои действия, принимать правильные решения и реализовывать их в соответствии с возникшими обстоятельствами.

На основании вышеизложенного можно в общих чертах охарактеризовать некоторые важнейшие принципы системного подхода к изучению СЧМ. Суть их сводится к следующему.

1. Возможно более полное и точное определение назначения системы, ее целей и задач.

2. Исследование структуры системы и, прежде всего состава входящих в нее компонентов, межкомпонентных связей и связей системы с внешней средой.

3. Последовательное изучение характера функционирования системы, в том числе всей системы в целом, отдельных подсистем, изменчивости функций и их особенностей на разных стадиях существования системы.

4. Рассмотрение системы в динамике, в развитии, т.е. на различных этапах ее жизненного цикла: при проектировании, производстве и эксплуатации.

Проектировочная сущность инженерной психологии приобретает в настоящее время решающее значение. Под инженерно-психологическим обеспечением понимается весь комплекс мероприятий, связанных с организацией учета человеческого фактора в процессе проектирования, производства и эксплуатации СЧМ. Проблема инженерно-психологического обеспечения имеет два основных аспекта: целевой и организационно-методический. Первый из них связан с непосредственным выполнением работ по учету человеческого фактора на каждом из этапов жизненного цикла СЧМ; его содержание целиком или полностью определяется проблематикой инженерной психологии. Второй аспект связан с организационно-методическим обеспечением работ по учету человеческого фактора.

Содержание инженерно-психологического обеспечения СЧМ

Этап жизненного цикла Аспект инженерно-психологического обеспечения  
  целевой организационно-методический
Проектирование Определение функций человека в проектируемой СЧМ и оценка его психофизиологических возможностей по их выполнению (инженерно-психологическое проектирование) Разработка нормативных и справочно-методических материалов по инженерно-психологическому проектированию деятельности оператора. Организация труда коллектива проектировщиков  
Производство Учет психофизиологических свойств человека в процессе производства (условия труда, режим труда и отдыха, взаимосвязи операторов в групповой деятельности и т.п.) Разработка нормативных и справочно-методических материалов по учету человеческого фактора в процессе производства  
Эксплуатация Учет психофизиологических возможностей человека при эксплуатации техники (профессиональный отбор, обучение, тренировки, формирование операторских коллективов, организация их труда) Разработка методик по профессиональному отбору (если это необходимо) и подготовке операторов, подбору коллективов, организации труда. Разработка нормативных документов, регламентирующих применение этих методик  
         

[Фугелова Т.А. «Инженерная психология» https://lit.lib.ru/t/trushnikow_d_j/text_0140.shtml]


42. Понятие психологической совместимости, методы ее оценки и учета при организации работы операторов на транспорте.

Психологическая совместимость — возможность людей длительно быть рядом, жить, общаться и взаимодействовать, не сталкиваясь характерами.

Психологическая совместимость отличается от личностной совместимости, связанной с совместимостью мотивов и направленностью личности, совместимостью жизненных путей.

Более психологически совместимы пары, схожие по характеру и стилю жизни. Невзрачные выбирают некрасивых, скромные находят счастье со стеснительными, а популярным людям комфортно с популярными↑.

Можно ли измерить психологическую совместимость тестами?

Известны опросник межличностной совместимости Т.Лири, трёхфакторная гипотеза психологической совместимости У.Шутца (а также созданный на её основе опросник FIRO-B), гипотеза Г. Ю. Айзенка о совместимости темпераментов, гипотеза Акоффа и Эмери о совместимости установок, методика ДМО (диагностика межличностных отношений) Л. Н. Собчик и др. Попыткой создать такую теорию можно было бы назвать соционику, а конкретно — теорию интертипных отношений.

Среди ключевых проблем, связанных с созданием теории психологической совместимости, можно отметить следующие:

• отсутствие общепризнанных критериев объективного измерения совместимости

• нередкая подмена понятия «совместимости» понятием «сходства», что не есть одно и то же

• неопределённость статуса (то ли социальная психология, то ли психология личности)

• остаётся также открытым вопрос, существуют ли «более совместимые» или «менее совместимые» психологические типы или черты характера.

Совместимость - данность или то, что создается?

Важным также является вопрос: является ли психологическая совместимость двух людей изначально существующей реальностью или эту совместимость можно и нужно создать в процессе общения.

Особенно актуально это в вопросе о гражданском (незарегистрированном) браке. Сторонники последнего объясняют своё сожительство желанием проверить психологическую и сексуальную совместимость. Однако очевидно, что двух идеально совместимых людей не бывает, и психологическая и сексуальная совместимость во многом может быть создана взаимным терпением, узнаванием друг друга, поиском наиболее подходящих решений в сложных ситуациях.

https://www.psychologos.ru/articles/view/psihologicheskaya_sovmestimost

Проблема психологической совместимости (вторая задача) операторов имеет две стороны: социально-психологическую и психофизиологическую.

Здоровые межличностные отношения, психологическая совместимость обеспечивают высокий уровень сплоченности коллектива и эффективность деятельности бригады. Исследования показали, например, что при одинаковых производственных условиях, сходном профессионально-квалификационном и образовательном составе рабочих, в сплоченном коллективе наблюдаются высокие показатели производительности труда, в то время как в разобщенных коллективах, где официальные отношения не дополняются положительными межличностными контактами, эти показатели значительно ниже. Подсчитано, что в рабочих бригадах с высоким уровнем взаимоотношений нарушают дисциплину в 8 раз реже, а желающих перейти на другую работу в 5 7 раза меньше, чем в бригадах с более низким уровнем взаимоотношений. https://www.ngpedia.ru/id447262p1.html

43. Понятие профессиональной пригодности при решении задач обеспечения надежности и безопасности деятельности.

Профессиональная пригодность к различным видам работ в том числе к операторскому труду, базируется, как известно, на определенном уровне развития психофизиологических, так называемых, профессионально значимых качеств. Обычно в литературе профессиональная пригодность рассматривается как постоянная характеристика. Однако психофизиологические качества человека в процессе трудовой деятельности не остаются стабильными. Во-первых, они подвержены естественным возрастным изменениям. Так, ранее в работе [1] было показано, что у операторов тепловых электростанций с увеличением возраста значительно снижается скорость переработки зрительной информации. В проведенных нами ранее исследованиях диспетчеров энергопредприятий было выявлено негативное влияние возраста на мнемонические процессы, характеристики внимания и мышления [2]. Во-вторых, уровень психофизиологических качеств может изменяться и под влиянием производственной среды. Например, было установлено снижение показателей зрительно-моторной координации при повышении уровня шума от 50 до 80 дБА [3], ухудшение показателей различных психофизиологических тестов при температуре окружающей среды 28° С° [4].

https://www.iotekb.ru/publications/publication_5/

Коррекционная профессиография, направленная на повышение безопасности профессионального труда, детально и аналитически описывает только те характеристики, которые являются основными источниками опасного поведения человека в данной сфере

Причиной снижения уровня безопасности труда может быть недостаток профессиональных навыков, использование небезопасных методов и способов труда, игнорирование правил техники безопасности, неблагоприятные индивидуальные особенности, психологические состояния. Поэтому так важно составление профессиограммы, направленной на повышение уровня безопасности. В экстремальных условиях деятельности требуется восприятие большего объема информации и более высокая концентрация внимания, быстрая его переключаемость. В условиях аварийной ситуации необходимо в минимальный срок опознать опасность, принять решение на основе недостающей информации, выполнить это решение, контролировать и корректировать свои действия. Таким образом, поведение в условиях аварийной ситуации – это сложная перцептивная и мыслительная деятельность, совершаемая в состоянии психологической напряженности, и разрабатывая профессиограмму, следует выяснить особенности этой деятельности.

https://ukraine-HYPERLINK "https://ukraine-diplom.com/33/16411-psixologiya-truda.html"diplom.com/33/16411-psixologiya-truda.html


44.

Новые технологии и виды консультирования (телефонное консультирование, CMC-консультирование, Интернет-консультирование и т.д.).

Интернет-консультирование - это альтернативный источник психологический помощи в тех случаях, когда традиционное психологическое консультирование недоступно или невозможно. Для некоторых людей это единственный способ получить консультацию психолога. Интернет-консультирование это не замена традиционного психологического консультирования.

https://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65635a2ac68a4c53b88421216c27_0.html

Телефонное консультирование одно из важнейших направлений практической психологии. От опыта и квалификации консультанта иногда зависит чья-то судьба и даже жизнь.

https://azps.ru/list/indextf.html

Телефонная помощь для людей, находящихся в состоянии психологического кризиса или решивших расстаться с жизнью, возникла почти полвека назад. Местом ее рождения стал Лондон, а зачинателем и впоследствии руководителем одного из международных движений телефонной помощи - английский священник Чад Вара. Началось все с того, что в 1953 году он прочел в одной из газет, что в Большом Лондоне происходит три самоубийства в день. Это его поразило. Обстоятельства благоприятствовали решению этих вопросов: как раз в это время Чад Вара получил приход в самом центре Лондона и поделился со своей паствой идеей - дать объявление в газетах о своей телефонном номере церкви с тем, чтобы любой человек, испытывающий нужду, мог, позвонить, туда, в, любое время суток так же, как звонят при пожаре, в полицию или скорую помощь. Начались звонки и вскоре он осознал, что в одиночку ему с этим делом не справиться, и стал искать добровольных помощников. Появилось общество "Самаритяне". Идея Чады Вара оказалась столь плодотворной, что в ближайшие семь лет службы телефонной помощи возникли в большинстве европейских столиц и крупных городов. В 1960 г. был проведен первый Международный конгресс работников неотложной телефонной помощи и организована штаб-квартира в Женеве.

Более чем за 40 лет существования служб телефонного консультирования стало аксиомой, что их основной целью является психологическая помощь людям в разнообразных кризисных ситуациях.

Основными принципами работы телефонного консультанта являются анонимность и доверительность. При обращении в службу " Телефона доверия" абонент не обязан называть себя или сообщать о месте своего нахождения. Это дает ему возможность свободно говорить о личных проблемах и сложных ситуациях, которые в силу анонимности оказываются, как бы отдельными от него, и абонент может на них взглянуть со стороны. Консультанты не должны предоставить абоненту информацию, которая поможет найти их вне стен службы. В обоюдных интересах не следует предоставлять абонентам данных о расположении службы или месте жительства. Консультантам категорически воспрещается выходить с позвонившим на очный контакт или строить беседу так, чтобы у абонента возникла надежда на вероятность этой встречи. Доверительность или конфидеальность работы службы обеспечивается тем, что все без исключения телефонные разговоры, журналы или иные формы регистрации телефонных бесед, картотеки и информационные материалы доступны только сотрудникам службы. Этой информацией не следует делиться ни с кем вне ее стен, включая родственников, друзей или знакомых. Обсуждение телефонного разговора возможно только между дежурными сотрудниками или супервизором при необходимости в оказании взаимопомощи, а также во время обучающих занятий - с использованием лишь фабулы соответствующей консультативной беседы. Анонимность и кондифиальность представляют собой не только организационные, но и основные этические принципы телефонной помощи. И если в разных странах организационные подходы в ее оказании могут различаться, то этические правила являются весьма сходными. Поступать этически означает, прежде всего, заботиться, защищаться или сохранять человеческую жизнь как сиюминутно, так и в договоренной перспективе, используя моральные императивы законодательства, образования или идеологических течений. Структура этики содержит множество норм, но все они исходят из того, что именно человеческая жизнь является основной ценностью. Психологическое консультирование как процесс помощи строится на этической основе. В нем, особенно в телефонном консультировании, жизненные ситуации часто отличаются своей исключительностью. https://works.tarefer.ru/70/100344/index.html

Основными принципами телефонного консультирования являются анонимность и конфиденциальность. Абоненту не требуется называть своё имя или сообщать о том, где он сейчас находится. Таким образом, человек может говорить о тех проблемах, о которых ему было бы сложно рассказать при личной встрече.

В свою очередь, консультант также не должен сообщать сведений, которые позволили бы его найти вне стен службы доверия (фамилия, место жительства, место работы). Часто сотрудникам телефонов доверия предлагается выбрать псевдоним.

Специфика телефонного консультирования:

• Ограниченность информации. До 90% сведений человек получает через зрительный канал восприятия. При телефонном консультировании невозможно увидеть человека, поэтому кроме непосредственно слов особое внимание следует обращать на тембр, темп, громкость речи, паузы, дыхание, интонации и т.д.

• Телефонный разговор в отличие от очной консультации прервать гораздо проще. В связи с этим особенно важным становится поддержание раппорта и навыки ведения собеседника.

• Идеализация консультанта. Недостаток информации даёт человеку богатую почву для фантазий. Консультант может наделяться различными внешними и внутренними качествами, имеющими особое значение для клиента.

• Всегда имеется процент людей, которые звонят по телефону доверия от скуки, из любопытства, чтобы пошутить и т.д. Также встречаются психические нездоровые личности, люди реализующие таким образом сексуальные потребности и т.д.

Принципы телефонного консультирования:

• Постоянная доступность. В любое время суток, днём и ночью, люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, могут получить квалифицированную психологическую помощь.

• Анонимность и конфиденциальность: абонент может не называть своё имя. Содержание разговора абсолютно конфиденциально.

• Уважение и принятие. Человек принимается таким, какой он есть. Консультант не имеет права манипулировать абонентом или навязывать свою позицию; любые формы идеологического давления недопустимы, в том числе религиозного или политического.

• Защита звонящего: консультантом может быть человек, прошедший отбор и специальную подготовку; консультант обязан постоянно совершенствовать свои умения.

https://saHYPERLINK "https://samopoznanie.ru/schools/telefonnoe_konsultirovanie/"mopoznanie.ru/schools/telefonnoe_konsultirovanie/

СМС — консультирование альтернативная форма как и интернет-консультирование.

45. Методы психологической помощи в экстремальных ситуациях.

Оказавшиеся в экстремальных ситуациях люди проходят в своих психологических состояниях ряд этапов. Сначала возникает острый эмоциональный шок, который характеризуется общим психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха при обостренном восприятии.

Затем наступает психофизиологическая демобилизация, существенное ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением моральных норм поведения, уменьшением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями. На этом, втором, этапе степень и характер психогенных нарушений во многом зависят не только от самой экстремальной ситуации, ее интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия, но и от особенностей личности пострадавших, а также от сохранения опасности и от новых стрессовых воздействий.

На смену этому этапу приходит стадия разрешения, когда постепенно стабилизируется настроение и самочувствие, однако сохраняются пониженный эмоциональный фон и контакты с окружающими ограниченны. Затем наступает стадия восстановления, когда активизируется межличностное общение.

На третьем этапе у человека, пережившего экстремальный стресс, происходит сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, оценка собственных переживаний и ощущений. При этом актуальность приобретают также травмирующие психику факторы, связанные с изменением жизненного стереотипа. Становясь хроническими, эти факторы способствуют формированию относительно стойких психогенных расстройств. Их особенностью является наличие выраженного тревожного напряжения, страха, различных вегетативных дисфункций, порождающих впоследствии психосоматические нарушения. У переживших экстремальную ситуацию значительно снижается работоспособность, а также критическое отношение к своим возможностям.

При оказании психологической помощи людям, побывавшим в экстремальных ситуациях, следует принять во внимание одно очень важное положение – настоящее бедствие наступает тогда, когда кончается действие стихии и начинается оказание помощи пострадавшим. Ведь, с одной стороны, не только сами чрезвычайные ситуации, но и масштабы их разрушительных действий, их внезапность, распространенность вызываемых ими стрессов и т.п. во многом предопределяются особенностями предкатастрофного развития. А с другой, только в посткатастрофный период можно реально определить степень деструктивного влияния катастрофы на динамику социальной структуры, на производственное, социокультурное, психологическое взаимодействие людей, на демографические процессы в зонах бедствия. Именно поэтому в современных условиях все более актуальными становятся вопросы психологической и психосоциальной работы с различными категориями людей, побывавших в экстремальных ситуациях. Тем не менее, несмотря на всю важность и актуальность оказания психологической помощи населению во время и после экстремальных ситуаций, проблемы эти остаются относительно новыми и для практической психологии, и для психологической практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: