Тема 3.2. Методы развивающей работы психолога

Развивающая и коррекционная работа – это активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам, оказание помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.

Психологическое консультирование – непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа. Суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития.

Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации.

Консультативная психология пытается ответить на пять основных вопросов: 1) в чем суть процесса, возникающего между человеком, оказавшимся в трудной ситуации и обращающимся за помощью (клиентом), и человеком, ее оказывающим (консультантом); 2) каковы должны быть личностные черты, установки, знания и умения консультанта; 3) какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализированы в процессе консультирования; 4) какие требования налагает на процесс консультирования особая ситуация, сложившаяся в жизни клиента; 5) каковы те приемы или техники, которые могут быть сознательно использованы консультантом в процессе оказания помощи.

Психологический тренинг – использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Т-группа – группа тренинга, создаваемая для воздействия в системе межличностных отношений на всех членов с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения, взаимодействия, управления конфликтными ситуациями.

Тренинг социально-психологический – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Социально-психологический тренинг может иметь конкретную направленность: тренинг чувствительности, ролевого, делового поведения.

Профессиональная ориентация – (от франц. orientation - установка) - комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом.

Методы психологической саморегуляции – обучающие методики, направленные на формирование внутренних средств управления собственными состояниями: нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, имажинативные методы, медитативные методы, самогипноз.

План практического занятия

1. Виды психологических тренингов.

2. Создание творческой образовательной среды как метод развивающей работы психолога.

План лабораторного занятия

1.Тестовый контроль по основным понятиям темы.

2. Учебная дискуссия на тему «Этика психолога-консультанта».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: