Задание направлено на исследование мышления, а именно, позволяет увидеть степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии.
Инструкция:
"Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему слову, то есть найти ему пару.
Слова такие:
— ОКУНЬ — РЫБА, а РОМАШКА —...? (цветок).
— МОРКОВЬ — ОГОРОД, а ГРИБЫ —...? (лес).
— ЧАСЫ — ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК —...? (температура}.
— ГЛАЗ — ЗРЕНИЕ, а УШИ —...? (слух).
— ДОБРО — ЗЛО, а ДЕНЬ —...? (ночь).
— УТЮГ—ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН —...? (звонить).
Другие варианты:
— ГОЛУБЬ — ПТИЦА, а ВАСИЛЕК—...? (цветок).
— ОГУРЦЫ — ГРЯДКА, а ШИШКИ —...? (лес).
— САМОЛЕТ — ПИЛОТ, а АВТОМАШИНА —...? (водитель, шофер).
— РАДИО — СЛУХ, а ТЕЛЕВИДЕНИЕ —...? (зрение, смотреть).
— ДЕНЬ — НОЧЬ, а БЕЛОЕ —...? (черное).
— ЗАЯЦ — ЖИВОТНОЕ, а ЩУКА —...? (рыба).
— ГРИБЫ — ЛЕС, а ПШЕНИЦА —...? (поле).
— ШКОЛА — УЧИТЕЛЬ, а БОЛЬНИЦА —...? (врач).
— ФОНАРЬ — СВЕТИТЬ, а КАРАНДАШ —...? (рисовать).
— КНИГА — ЧИТАТЬ, а МУЗЫКА —...? (слушать, играть,
сочинять).
— ДЛИННОЕ — КОРОТКОЕ, а ЛЕТО —...? (зима).
Здесь курсивом приведены ожидаемые правильные ответы. Иногда дети отвечают неожиданно, остроумно и верно по смыслу, но не тем словом, которое ожидается. Например, в паре "Градусник — температура" некоторые дети говорят не "температура", а "болезнь", и такой ответ является правильным по смыслу, хотя и не является точной копией того, что подразумевается. Такие ответы мы засчитываем как верные и особо отмечаем в протоколе.
Критерии оценки:
Ответ ребенка оценивается в 2 балла, если он нашел правильное слово в 5-6 случаях из 6 возможных.
Ответ ребенка оценивается в 1 балл, если он нашел правильное слово в 3-4 случаях из 6 возможных.
Ответ ребенка оценивается в 0 баллов, если он нашел правильное слово в 1-2 случаях из 6 возможных.