Субтест 5. Аналогии

Задание направлено на исследование мышления, а именно, позволя­ет увидеть степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии.

Инструкция:

"Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг дру­гу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходя­щее по смыслу к третьему слову, то есть найти ему пару.

Слова такие:

— ОКУНЬ — РЫБА, а РОМАШКА —...? (цветок).

— МОРКОВЬ — ОГОРОД, а ГРИБЫ —...? (лес).

— ЧАСЫ — ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК —...? (температура}.

ГЛАЗ — ЗРЕНИЕ, а УШИ —...? (слух).

— ДОБРО — ЗЛО, а ДЕНЬ —...? (ночь).

— УТЮГ—ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН —...? (звонить).

Другие варианты:

— ГОЛУБЬ — ПТИЦА, а ВАСИЛЕК—...? (цветок).

ОГУРЦЫ — ГРЯДКА, а ШИШКИ —...? (лес).

— САМОЛЕТ — ПИЛОТ, а АВТОМАШИНА —...? (водитель, шо­фер).

РАДИО — СЛУХ, а ТЕЛЕВИДЕНИЕ —...? (зрение, смот­реть).

ДЕНЬ — НОЧЬ, а БЕЛОЕ —...? (черное).

ЗАЯЦ — ЖИВОТНОЕ, а ЩУКА —...? (рыба).

ГРИБЫ — ЛЕС, а ПШЕНИЦА —...? (поле).

— ШКОЛА — УЧИТЕЛЬ, а БОЛЬНИЦА —...? (врач).

— ФОНАРЬ — СВЕТИТЬ, а КАРАНДАШ —...? (рисовать).

КНИГА — ЧИТАТЬ, а МУЗЫКА —...? (слушать, играть,

сочинять).

— ДЛИННОЕ — КОРОТКОЕ, а ЛЕТО —...? (зима).

Здесь курсивом приведены ожидаемые правильные ответы. Иногда дети отвечают неожиданно, остроумно и верно по смыслу, но не тем сло­вом, которое ожидается. Например, в паре "Градусник — температура" некоторые дети говорят не "температура", а "болезнь", и такой ответ яв­ляется правильным по смыслу, хотя и не является точной копией того, что подразумевается. Такие ответы мы засчитываем как верные и особо от­мечаем в протоколе.

Критерии оценки:

Ответ ребенка оценивается в 2 балла, если он нашел правиль­ное слово в 5-6 случаях из 6 возможных.

Ответ ребенка оценивается в 1 балл, если он нашел правиль­ное слово в 3-4 случаях из 6 возможных.

Ответ ребенка оценивается в 0 баллов, если он нашел пра­вильное слово в 1-2 случаях из 6 возможных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: