Аналогичный субтест применяется в тестах Бине-Симона и Векслера, он позволяет выявить уровень сформированное™ у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умения построить связный последовательный рассказ). Мы предлагаем детям наборы из 6 картинок (см. Стимульный материал, карточки №№ За и 36), поскольку наш опыт показал, что детям этого возраста составить рассказ по 7-8 картинкам слишком сложно, а менее, чем по шести, — очень просто.
Инструкция:
Общую карточку со стимульным материалом необходимо разрезать на части и, перемешав их, положить перед ребенкомсо словами: "У меня есть картинки. Они все перепутаны. Попробуй разложить их по порядку перед собой на столе, а потом расскажи по ним какую-нибудь историю (составь рассказ)".
Критерии оценки:
Если ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ, то он получает 2 балла.
|
|
Если ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ее (сам или с помощью взрослого) или если его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности, то он получает 1 балл.
Если ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок, то в этом случае он получает 0 баллов.
Субтест 4. Геометрические фигуры
Этот субтест был включен в набор по просьбе учителей начальных классов. Он не только позволяет увидеть, насколько ребенок знаком с геометрическими фигурами, но и позволяет продиагностировать уровень его образного мышления, умения действовать по образцу и анализировать пространство. Для этого субтеста используются фигурки, вырезанные из карточки 4а, в качестве образца используется карточка 4б.
Инструкция:
На стол перед ребенком цветной стороной вверх выкладываются геометрические фигурки и образец. Ребенку предлагается рассмотреть образец и рядом на столе составить точно такую же фигуру из отдельных частей.
Критерии оценки:
Ребенок получает 2 балла, если он правильно собрал всю фигурку.
Ребенок получает 1 балл, если он правильно собрал "туловище, голову и ноги" геометрического человека.
Ребенок получает 0 баллов, если фигура у него совсем не получилась.