Это задание позволяет диагностировать как сформированность навыков счета, так и некоторые психологические характеристики: умение ребенка ориентироваться в пространстве (право — лево, верх — низ), умение действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти. Варианты стимульного материала, необходимого для проведения этого субтеста, приведены на карточках №№ 2а, 26, 2в.
Инструкция:
Таблица предъявляется ребенку со словами: "Посмотри, здесь нарисована девочка". Далее ребенку задаются следующие вопросы:
Если она из своей клеточки пойдет вправо на одну клеточку, то где она окажется? Что она там найдет? Сколько?
Дальше она из этой клеточки пойдет вверх тоже на одну клеточку. Где она окажется? Сколько у нее теперь стало морковок?
Теперь она идет на одну клеточку влево. Гдеона теперь будет? Сколько теперь у нее морковок?
Девочка идет еще на одну клеточку влево. Где она окажется теперь? Здесь зайчик попросил у нее 2 морковки. Сколько у нее их осталось?
|
|
Она идет еще на одну клеточку вниз. Где она окажется? Сколько у нее теперь морковок? Что-нибудь изменилось?
Девочка идет вниз. Кого она встретила? Она отдает ей 2 морковки. Сколько у нее их осталось?
Если на первых вопросах педагог видит, что ребенок никак не реагирует на них и не может ответить, и при этом есть подозрения, что он просто не понял инструкцию или слишком зажат, то он может разрешить ребенку пальцем двигаться по таблице вслед за инструкцией. Сам педагог ничего не показывает.
Критерии оценки:
Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в 2 балла, если он правильно выполнил 5-6 действий из 6 возможных.
Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в 1 балл, если он правильно выполнил 3-4 действия из 6 возможных.
Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в 0 баллов, если он правильно выполнил 1-2 действия из 6 возможных.
В протоколе тестирования необходимо отмечать правильность выполнения ребенком как арифметического действия, так и пространственной ориентировки. Для этого в клеточке, соответствующей каждому "шагу", надо отмечать знаком "+" или "-" в левой верхней части клеточки — правильность счета, в нижней правой части — правильность направления. Подробное ведение протокола необходимо для дальнейшего консультирования, которое может быть необходимо при недостаточно высоких набранных баллах.