Ключевая задача политического звена исполнительной власти — направлять и контролировать политический процесс, т.е. общество от этой системы ожидает, чтобы она «правила и управляла». Нужно сказать, что значение этой роли резко возросло в XX в., когда государство систематически расширяло свои обязательства. От верховных носителей исполнительной власти прежде всего ожидают того, чтобы от них исходили эффективные экономические и социальные программы, которые вполне отвечали бы потребностям все более сложных обществ, и чтобы они направляли многообразные внешние сношения страны в мире, где усиливается взаимозависимость. Одним из последствий всего этого стало расширение законодательных полномочий и возможностей исполнительной власти, где она, так сказать, явно покушается на традиционную сферу ответственности ассамблей.
Сегодня исполнительная власть не только инициирует законодательные программы и подталкивает, убеждением или иными способами, законотворческий процесс вперед, во многих случаях ей самой принадлежит весьма широкий круг законодательных функций, которые она и реализует через декреты, исполнительные указы и распоряжения, иные правовые документы. Законодательная инициатива также исходит от партий и групп интересов. Свою важнейшую роль в этом процессе играет и государственная служба, обладающая громадными информационными и аналитическими возможностями, так что подчас высшему звену исполнительной власти остается лишь определять общее направление правительственной политики.
Политическое лидерство, каким его видит общество
Одним из важнейших факторов, определяющих характер и стабильность режима в целом, является популярность высшего звена исполнительной власти. На политическом уровне от ее способности мобилизовать общественную поддержку за-
16. Исполнительная власть 415
16. Исполнительная власть 417
Для каждой из этих категорий следует учитывать три аспекта власти:
• формальное, или официальное, измерение — как их полномочия определены в конституции и вписаны в ту институциональную среду, где они осуществляют свою деятельность
• неформальное измерение — личностные качества, политическое искусство и опыт политика, влияние на него партий и средств массовой информации
• внешнее измерение — политические, экономические, дипломатические факторы, действующие в государстве и за его пределами.