Наряду с применением кабелей и проводов в распределительных устройствах широко используются медные, алюминиевые или стальные шинопроводы (шины).
У медных шин незначительное омическое сопротивление, поэтому они применяются преимущественно в установках с большими токовыми нагрузками. У алюминиевых шин значительно меньшая механическая прочность и большее сопротивление, чем у медных, поэтому они применяются в установках с меньшими токовыми нагрузками.
Стальные шины обладают сравнительно большим сопротивлением, но более высокой механической прочностью, поэтому их применяют в установках высокого напряжения при токах до 400 А. При постоянном напряжении стальные шины можно применять и на большие токовые нагрузки.
Для лучшего охлаждения и уменьшения влияния поверхностного эффекта на сопротивление шин целесообразно применять прямоугольные шины малой толщины. Медные и алюминиевые прямоугольные шины обычно изготовляют с соотношением сторон 1/5 -1/10.
Толщина стальных шин для установок на переменном токе обычно не превышает 6 мм.
|
|
При напряжении до 15 кВ применяют шины прямоугольного сечения, так как использование шин круглого сечения связано со значительным перерасходом металла, поскольку допустимая плотность тока на круглые шины сплошного сечения меньше, чем на шины прямоугольного сечения, вследствие менее благоприятных условий охлаждения круглых шин, а при переменном токе вследствие большего влияния поверхностного эффекта.
При коронировании шин, находящихся под высоким напряжением, воздух вблизи них ионизируется, и электрическая прочность его уменьшается, что может привести к межфазовому пробою.
В области короны происходят химические реакции, сопровождающиеся образованием озона и окислов азота. Озон окисляет металлические конструкции распределительного устройства. Окислы азота образуют с водой азотную кислоту, которая также оказывает разрушающее действие на изоляцию и металлы.
В установках 35 кВ и выше в распределительных устройствах применяют исключительно круглые шины.
Соединение прямоугольных шин обычно производят внахлестку с креплением сквозными болтами (рис. 2.8.)
Рис. 2.8. Соединение шин внахлестку
Круглые шины соединяют при помощи концентрических зажимов (рис. 2.9), представляющих собой муфту 1 с внешней нарезкой по концам. В конце муфты вставляют разрезные конические втулки 2, которые вжимают в муфту гайками 3.
Рис. 2.9. Концентрические зажимы для соединения шин круглого сечения
Нагрев шинного соединения, независимо от его исполнения, при нормальной работе не должен превосходить допустимых пределов, а также быть устойчивым при коротких замыканиях.
|
|
При креплении плоской шины на опорных изоляторах отверстия под болты в шине делают овальными для свободного продольного перемещения шины при изменении ее температуры.
На прямолинейном участке длиной более 15 м при алюминиевых шинах и более 20 м при медных шинах на стыке тин устанавливают температурный компенсатор из тонких, толщиной 0,4...0,1 мм, полосок того же материала, что и шины (рис. 2.10.) Суммарное сечение компенсатора должно соответствовать сечению шины.
Рис. 2.10. Конструкция шинного компенсатора: 1 - компенсатор;
2 - шины; 3 - опорный изолятор;
4 - болт для крепления; 5 - шайба; 6- подкладка; 7- накладка; 8 - болт
Шинодержатели с зажимами (рис. 2.11) применяют при многополосных шинах. При переменном токе для уменьшения нагрева шинодержателя от вихревых токов и гистерезиса делают верхнюю планку из немагнитного материала.
Круглые шины крепят к опорным изоляторам с помощью скоб.
Для удобства работы обслуживающего электроустановку персонала шины окрашивают в различные цвета. Шины постоянного тока окрашивают для положительного полюса в цвет бордо, для отрицательного полюса — в синий цвет.
Рис. 2.11. Крепление шин шинодержателем:
1 - колпачок изолятора; 2, 3 - стяжные планки;
4 - стяжные шпильки
В трехфазных системах шины фазы А окрашивают в желтый цвет, фазы В — в зеленый, а фазы С — в красный цвет.
В системах однофазного тока шины окрашивают в желтый и красный цвета.
Нейтральные (нулевые) и уравнительные незаземленные шины окрашивают в фиолетовый цвет, а заземленные шины — в фиолетовый цвет с черными поперечными полосками. [ 4, 49-51].