Дифференциальное минимальное реле ДМР-400Д выполняет следующие функции:
1) обеспечивает ручное дистанционное включение и отключение генератора;
2) автоматически подключает генератор к бортовой сети, когда его напряжение превышает напряжение бортовой сети на (0,3—0,7)В. Если в сети нет напряжения (аккумулятор выключен) или оно ниже 20В, реле ДМР-400Д работает как обычное минимальное реле. Включение генератора в этом случае происходит при напряжении 13,5—20В;
3) автоматически отключает генератор от бортовой сети при обратном токе (15—35)А;
4) сигнализирует загоранием красной лампы о подключении и отключении генератора или об его отказе;
5) исключает возможность включения генератора в сеть при неправильной полярности на его зажимах.
Конструктивно ДМР состоит из следующих основных элементов:
1 Основным измерительным элементом ДМР является управляющее поляризованное реле, которое по разному переключается при изменении полярности питающего напряжения. Для поляризации в нем используются постоянные магниты. Кинематическая схема поляризованного реле представлена на рис.5, где:
|
|
1 - это железная пластина;
2 - стойка, выполненная из постоянных магнитов;
3 – полюса;
4 – опора;
5 - якорь, который шарнирно закреплен на опоре;
6 - контакты, один из которых закреплен на якоре.
Якорь не имеет пружин, он перемещается внутри дифференциальной (ДО) и сериесной (СО) обмоток, и удерживается в крайних положениях магнитным полем. Его можно переключать изменяя направление тока в дифференциальной (ДО) или сериесной (СО) обмотках. Дифференциальная (параллельная) обмотка, выполненная из тонкого провода c большим числом витков. Это чувствительная обмотка, она включается между бортсетью и генератором и срабатывает при превышении напряжения генератора над напряжением бортсети. Напряжение переключения по дифференциальной для ДМР-400 - 0,3÷0,7 В.
Сериесная (последовательная) обмотка представляет собой виток шины, включенный последовательно с выходным силовым проводом генератора. Ток переключения по сериесной обмотке для ДМР-400 - 15÷35 А. Знаками "звездочка" (ð) обозначены начала обмоток. Если на "ð" подается положительный потенциал, то якорь перейдет в положение, когда контакты замыкаются. Если на "ð" подается отрицательный потенциал, то якорь перейдет в положение, когда контакты разомкнутся. Контакты поляризованного реле включают силовой контактор.
2) Силовой контактор с двойным разрывом цепи, предназначен для подключения или отключения генератора к бортсети по команде поляризованного реле;
3) Вспомогательные реле предназначены для выдачи световой сигнализации о подключении генератора к борсети а также для перевода ДМР в долговременный режим работы.
На самолетах ДМР-400Д установлено на шпангоуте № 1 вблизи текстолитового щитка под центральной приборной доской (рис.6).
Рис.6. Дифференциальное минимальное реле ДМР-400Д