Анализ методики (реконструкция)

Как показывают некоторые признаки в описании техноло­гии GAD™ и отрывочные данные из сообщений прессы, каса­ющиеся деятельности Merchant International, суть методики, применяемой компанией, достаточно проста и представляет собой обычный многофакторный анализ и экспертную стати­стическую оценку. Аналитиками компании разработаны клас­сификаторы 10 главных групп качественных факторов риска, не являющихся финансовыми. Каждая группа факторов де­лится на субфакторы, определяющие смысловое содержание главной группы. На основе классификаторов групп и субфак­торов составлены опросные листы, которые регулярно предла­гаются для заполнения внештатным экспертам (привлекае­мым компанией в роли консультантов) — менеджерам различ­ных компаний, работающим в разных странах и на разных рынках (как указывает сайт компании, до внештатных 2800 экспертов). Эксперты ранжируют факторы в соответствии с поставленной задачей (по странам, рынкам, регионам, отрас­лям и т. д.) или выбирают позиции классификаторов. Резуль­таты голосования обрабатываются статистически в соответ­ствии с правилами обработки результатов экспертной оценки, и на их основе создается сводная таблица — рейтинг (скоринг) факторов риска. Изменения рейтинга факторов из месяца в месяц определяют тенденцию изменений (динамику) факто­ров, на основе которой формируются прогнозы и рекоменда­ции по управлению риском с использованием неких наборов стандартных простых сценариев для управления каждым фак­тором или их группами. Тенденции изменений факторов, так же как и сами факторы, оцениваются в соответствии с неким классификатором, включающим следующие категории:

—прогнозируется серьезное улучшение обстановки;

—прогнозируется улучшение обстановки;

—нет тенденций к изменению обстановки;

—прогнозируется ухудшение обстановки;

—прогнозируется серьезное ухудшение обстановки.

Положительным свойством применяемой технологии яв­ляется числовая рейтинговая/скоринговая оценка действую­щих факторов рисков, что позволяет без больших доработок использовать результаты в существующих системах управле­ния рисками и принимать решения, обоснованные экономи­чески. Еще одним ценным свойством применяемой технологии является мониторинг — рейтинговая оценка динамики факторов, действующих на бизнес компаний и инвестицион­ные проекты, что позволяет в некотором смысле прогнозиро­вать развитие ситуации с угрозами бизнесу или инвестициям. Применение упомянутой выше общей философской кон­цепции компанией Merchant International дает ей возможность «приблизить» информацию, полученную специалистами раз­ведки в результате аналитической обработки данных, к уровню и системе понятий менеджеров клиента, что облегчает пони­мание клиентом информационных продуктов и советов кон­сультантов Merchant International, а также практическое ис­пользование этих советов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

«ТРЕНД-МОНИТОРИНГ» ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТЬЮ

Отечественная разработка — аналитическая система «Мо­ниторинг» производства компании «Вербин и Партнеры» — также предлагает свою оригинальную технологию автоматизи­рованного мониторинга и анализа информационных потоков и создания ситуационных центров в любых управляющих сис­темах, в том числе в системах управления безопасностью. По­следние, недавно разработанные, практические приложения технологии «Мониторинг» для управления банковской без­опасностью уже усггешно внедрены и применяются как в част­ных компаниях, так и в госструктурах для оценки и прогнози­рования устойчивости российских банков, оценки их текущей кредитоспособности, расчета лимитов по межбанковскому кредиту. Методика, предлагаемая разработчиками технологии, включает в себя несколько этапов исследования, основанных на сравнении выделенных из потоков информации информа­ционных образов объектов и эталонных образов кризисных явлений, событий, рисков и угроз, таких, как, например, бан­кротство, финансовые проблемы, кризис ликвидности, проб­лемы с активами или персоналом, противодействие конкурен­тов, угроза имиджу, политические и криминальные риски. Оценка общих рисков производится в числовой форме. Биб­лиотека аналитических приложений, прилагаемая к програм­мному комплексу, позволяет дополнительно оценить и визуа­лизировать результаты мониторингового исследования положительных и отрицательных факторов, влияющих на безопасность компании.

Результаты мониторинга с целью применения в ситуационном центре можно визуализировать в виде географической карты региона, схемы производственных процессов, организационной диаграммы, на которых цветовыми пятнами выводятся сигналы раннего предупреждения о приближении к кри­зису. Кроме выдачи результатов в числовой и графической форме в комплексе реализована автоматическая интерпрета­ция результата в виде текстового отчета. Технология «Монито­ринг» позволяет рассчитывать не только вероятности реализа­ции тех или иных сценариев, но и сравнивать их.

Числовые результаты расчетов легко калибруются и сопря­гаются с любыми скоринговыми системами, используемыми в современном риск-менеджменте. Группы эталонных ситуаций и критерии оценки легко настраиваются под конкретную зада­чу. На основе программного комплекса построены ситуацион­ные центры и системы мониторинга, работающие в службах безопасности корпораций и консультационных компаниях по деловой разведке.

Таким образом, современные технологии мониторинга, которые раньше применялись только для решения информа­ционно-аналитических задач, сейчас все чаще находят приме­нение в корпоративных системах управления безопасностью. Реализованные на базе современных программных комплек­сов, они способны быстро и эффективно анализировать пото­ки информации из множества источников, выдавая в управля­ющие центры аналитическую информацию в практически ре­альном времени, и своевременно предупреждать о критических изменениях условий обстановки. Это дает возможность руко­водителям предприятий оптимизировать расходы на защиту компании, а специалистам по безопасности прогнозировать риски и правильно выбирать сценарии управления силами и средствами для решения задач обеспечения безопасности дея­тельности объектов любой сложности.

КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАТЕНТНОЙ ИНФОРМАЦИИ

В деятельности конкурентной разведки основную роль иг­рает информационный анализ с последующим синтезирова­нием разведывательных сведений. С учетом постоянно возрас­тающей зависимости предпринимательства от используемых технологий все более важная роль в информационном анализе отводится патентной информации. Особая ценность патентов проявляется после их многоаспектного количественного ана­лиза с последующей содержательной интерпретацией полу­ченных результатов.

Патентная информация имеет ряд преимуществ перед про­чими источниками научно-технической информации примени­тельно к использованию ее для целей конкурентного анализа:

—источники патентной информации по дате подачи заяв­ки на патент опережают момент начала массового производ­ства продукции;

—существует тесная взаимосвязь между динамикой патен­тования и затратами на соответствующие исследования, что позволяет проанализировать тенденции развития компании;

—патентные источники, как правило, не дублируют один другого по содержанию, в отличие от прочих источников науч­но-технической информации;

—источники патентной информации хорошо системати­зированы на основе международной патентной классифика­ции.

В большинстве патентных ведомств созданы автоматизи­рованные базы данных, представленные в Интернете.

До недавнего времени ценность патентной информации заключалась лишь в обретении патентообладателем базисных технологических конкурентных преимуществ. Однако патент­ные документы-имеют ценность не только для их обладателя. Такую ценность придает патентам содержащаяся в них инфор­мация для принятия стратегических решений.

Классическим примером того, как патентная информация может стать стратегическим инструментом в арсенале конку­рентной борьбы, является история с продвижением на рынок моментальной фотографии компанией «Kodak». Когда в конце 1960-х годов оборудование для моментальной фотографии фирмы «Polaroid» захватило 15% американского рынка фото­камер, руководство компании «Kodak» вспомнило о ранее на­чатых ею и заброшенных разработках в этой области и решило потеснить молодую компанию «Polaroid». Однако «Polaroid» фанатично оградил свою продукцию патентным барьером. 20 апреля 1976 г. «Kodak» запустила производство собственных камер и пленки для моментальной фотографии, а через семь дней «Polaroid» подала иск на компанию «Kodak», обвинив ее в нарушении своих 12 патентов. После девятилетнего разбира­тельства окружной суд Бостона обвинил «Kodak» в нарушении семи патентов «Polaroid» и постановил прекратить производ­ство, продажу и использование камер и пленки для момен­тальной фотографии. За ошибочную патентную стратегию компании «Kodak» пришлось выплатить «Polaroid» 925 млн дол. как компенсацию за нанесенный ущерб, закрыть завод, который обошелся в 1,5 млрд дол., уволить 700 рабочих и за­тратить 500 млн дол. на выкуп 16 млн камер для моментальной фотографии, проданных в 1976—1990 годах. Это один из самых дорогостоящих примеров недооценки роли патентов и анализа их стратегической ценности.

Таким образом, все более частым требованием к патент­ным специалистам стало составление патентного портфолио, которое обеспечивало бы стратегические преимущества на фо­не непрерывно меняющейся панорамы конкурентов и их про­дуктов на рынке.

Эффективное патентное портфолио может использоваться руководителями и топ-менеджерами для осуществления таких стратегических действий, как:

—подрыв производственной стратегии конкурентов и осу­ществление блокирующего патентования;

—патентное прикрытие при вторжении в прибыльные ры­ночные сегменты с интенсивной конкуренцией;

—обретение исключительных прав на вновь появляющие­ся коммерчески перспективные технологии;

—выявление вероятных правонарушителей, а вместе с тем и возможных источников дохода от продажи лицензий.

Одним из инструментов, позволяющих провести стратеги­ческий конкурентный анализ патентного портфолио компа­нии, является так называемое патентное картирование.

Обычно используются три типа картирования: технологи­ческое, собственно патентное и лицензионное картирование. Технологическое картирование заключается в процессе упоря­дочения патентного портфолио путем разделения на несколь­ко технологических групп. Такой анализ позволяет определить сильные и слабые (Strength & Weakness) стороны патентной за­щиты компании в различных технологических областях. Рис. 1 иллюстрирует пример технологической карты. Как видно из рисунка, количественное патентное положение компании сильнее в технологии В по сравнению с технологией А, С и т. д. В противоположность технологическому картированию собственно патентное картирование представляет собой срав­нение патентного портфолио компании с портфолио конку­рентов. Собственно патентное картирование может принимать различные формы. Например, каждый патент рассматривается во взаимосвязи со ссылочно связанными с ним респондентами (ссылается на) и корреспондентами (ссылаются из). К приме­ру, если на какой-то патент в течение короткого промежутка времени ссылается множество других патентов, данный патент принято считать «пионером», определяющим базовые положе­ния определенной технологии, которую прочие патенты лишь улучшают. Таким образом, с помощью патентного картирова­ния можно определить ключевые патенты, являющиеся «брил­лиантами в короне» патентного портфолио компании или кон­курента.

Еще одной формой собственно патентного картирования является разновидность технологического картирования в применении к анализу конкурентов. На одной карте отобра­жается упорядоченное по технологическим группам патент­ное портфолио компании и ее конкурентов. По отношению к компании А конкурент В имеет более сильные количест­венные позиции в технологии А и С и более слабую техноло­гию В.

Последний тип патентного картирования — лицензион­ное. Оно фокусируется на информации о патентах и заявках на патент компании во взаимосвязи с экономической активнос­тью конкурентов. Одним из способов проведения лицензион­ного картирования является пересмотр патентного портфолио компании, причем цели каждого патента компании проверя­ются на предмет пересечения с экономической активностью выбранных конкурентов на каком-либо рынке. Так же как и в собственно патентном картировании, в случае, если какой-ли­бо патент имеет большое количество коррелирующих с ним элементов рыночной активности конкурента, этот патент при­знается имеющим значительный лицензионный потенциал. В дальнейшем такие патенты могут быть использованы как в оборонительной (патентное прикрытие), так и в наступатель­ной (блокирующее патентование) стратегии компании. Ли­цензионное картирование помогает обнаружить возможности и угрозы (Opportunities & Threats) для компании, таким обра­зом совместно с технологическим патентным картированием позволяя провести полномасштабный SWOT-анализ.

В настоящее время ряд компаний предлагают свои услуги и профаммное обеспечение для инструментальной поддержки принятия решений в патентных исследованиях и патентном кар­тировании. Несколько основных компаний приведено в табл. 1.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: