Установка — это готовность на определенное поведение. Иными словами, это готовность определенным образом проявлять свои чувства, интеллектуальную и волевую активность, общение, иную деятельность. По сути, это сродни условному рефлексу. На определенный раздражитель — определенное поведение. Но разница в том, что ответная реакция формируется и контролируется сознанием: человек сознательно действует определенным образом в определенной ситуации.
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Еще до разработки тонкостей мероприятия необходимо четко понять, что можно потерять в случае неудачи и каков призовой фонд в случае успеха. На основе сравнения этих величин необходимо ответить на простой вопрос, стоит ли рисковать. Если есть сомнения, лучше не начинать работу.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ
Если по каким-то причинам (обстоятельства, финансы или еще что-то) путь достижения намеченной цели только один — информационное воздействие, необходимо принимать решение. Пример цели — внести раскол в ряды совладельцев компании Т.
|
|
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА ВОЗДЕЙСТВИЯ
Кто будет мишенью. Это может быть аудитория вплоть до населения планеты (максимум) или же один человек. Все зависит от цели мероприятия. Если цель состоит в том, чтобы подтолкнуть определенного человека к определенным действиям, то объектом будет этот самый человек. Или кто-то из его ближайшего окружения, с кем основной фигурант советуется, чье мнение является наиболее значимым при принятии решений. Если же целью является определенное волеизъявление жителей города X на выборах мэра, то и объектом становятся жители города X.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЪЕКТ
Какие действия (или бездействие) желательно получить от объекта, каково желаемое поведение объекта. Чем четче формулировка, тем четче планирование и реализация, тем проще контроль и корректировка действий. Например, убедить господина О в причастности его компаньона к махинациям с ценными бумагами их компании Т. Достаточная по четкости формулировка для дальнейшей работы.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБА ВОЗДЕЙСТВИЯ
Каждый объект воздействия имеет свои особенности. Каждый объект требует своего подхода. Причем на выбор способа воздействия оказывают влияние многие факторы: психологические особенности, круг общения, привычки, особенности поведения и др. Данная процедура начинается с изучения объекта воздействия. При этом особое внимание уделяется тому, к чьему мнению объект прислушивается, на что обращает внимание, откуда черпает информацию, каков круг его общения, каковы моральные ценности, какова мотивация, что читает, где проводит время, к чему более восприимчив, а к чему менее, чем увлекается и т. д. Это может дать ответ на вопрос, «какими каналами и с какой эффективностью можно осуществлять информационное воздействие». На основе собранных данных определяются наиболее уязвимые места объекта воздействия, наиболее эффективные каналы воздействия и темы повышенного интереса. Последние позволят при необходимости косвенно (опосредованно) оказывать информационное воздействие на объект.
|
|
Ниже перечислены наиболее распространенные (используемые) каналы информационного воздействия на объект.
Периодические издания (статьи и т. п.)
Информация, содержащаяся в публикациях, оказывает прямое воздействие на людей. Причем даже самые небольшие по объему подборки новостей имеют определенный потенциал воздействия. Он заключается в том, какие слова и в каком сочетании используются, как подобраны новости, чему посвящено больше новостей. В развернутых аналитических статьях имеются возможности скрыто преподнести большой объем материала прямого и косвенного воздействия. Это делается посредством ссылки на авторитеты, определенным образом подобранной последовательности описания, сарказма, умалчивания неудобного, выпячивания желаемого и еще массы разных приемов.
Слухи
Важный канал коммуникаций, который можно и нужно использовать для дезинформации и черного PR. При правильном «запуске» слуха (содержание, через кого, в какой момент) можно достичь серьезных результатов. А уж если объект воздействия является человеком мнительным или убеждаемым, то слух — это самый лучший способ воздействия. Особенно эффективно использовать слухи при условии недостатка информации по проблеме, вызванной повышенной секретностью, или по проблеме, интересной большинству людей в данной области.