Через близких

Воздействие через ближайшее окружение также достаточ­но эффективно при правильной организации. Когда все во­круг говорят об одном и том же, человек поневоле начинает на это обращать внимание. Это самый простой случай, при более тонком подходе результат будет еще сильнее.

РЕАЛИЗАЦИЯ

В процессе реализации важно контролировать, все ли идет по намеченному плану, и в случае необходимости его коррек­тировать. При кратковременных мероприятиях такой конт­роль чаще всего невозможен, а вот при длительном воздействии необходимо иметь обратную связь. Иначе процесс будет неконтролируемым. Доведя информацию до объекта, важно четко понять:

—получил ли он ее;

—понял ли он эту информацию;

—принял ли объект переданную информацию;

—скорректировал ли свои действия.

Если реализация мероприятия прошла не по намеченному плану, необходимо проанализировать ее, ответив на те же во­просы. Там, где будет дан отрицательный ответ, нужно выяв­лять причину произошедшего, разрабатывать мероприятие по ее устранению и производить повторное воздействие, но по другому сценарию, поскольку человек, однажды обманутый и узнавший об этом, второй раз будет значительно осторожнее.

МЕТОДЫ НЕЭТИЧНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА

Собирая информацию, люди часто сталкиваются с пробле­мой доступа к наиболее ценным ее составляющим. И не нахо­дя правового доступа к ним (или не пытаясь его найти), ис­пользуют методы, которые либо прямо запрещены законом, либо аморальны по своей сути. Противостоять им достаточно сложно, не зная, что они из себя представляют. Поэтому име­ет смысл ознакомиться с арсеналом противника.

УБЕЖДЕНИЕ

Убеждение подразумевает воздействие на человека таким образом, чтобы он сам (без принуждения) скорректировал свои взгляды до нужного состояния. Пожалуй, это самый без­обидный способ воздействия на человека с целью добиться от него желаемых действий или информации. Но данный спо­соб и самый трудоемкий в сочетании с явной сложностью осуществления. Прибегать к нему следует в случае, если убеждаемый должен длительное время работать автономно. Иначе говоря, данный метод рассчитан на долгосрочный ре­зультат.

У каждого индивида есть свое собственное мнение обо всем, что его окружает. На основе этого мнения формируется отношение к тем или иным объектам, событиям и т. п. Это от­ношение еще называют настроем, или установкой. Существу­ет три основных типа установки:

• симпатия;

• безразличие;

• неприятие.

Убеждение — это как раз изменение (коррекция) установ­ки по отношению к чему-либо. Но нужно помнить, что любая попытка прямого изменения установки приводит к сопротив­лению. Связано это с неприятием ограничения свободы выбо­ра, с инертностью мышления, с силой привычки, с подозри­тельностью и еще с массой нюансов. Но вот результат всегда один — отрицание.

Прежде чем приступить к убеждению, нужно понять, что лучше воздействует на объект: логика или эмоции, факты или чувства. Большинство мужчин ориентированы на логику и факты, тогда как большинство женщин — на эмоции и чув­ства. Но есть те, кто не подпадает под общие правила, и таких очень много. Есть и такие, кто сочетает в себе эмоциональную восприимчивость и логическое мышление. Вот в таких случа­ях и важно понять, что в данный момент наиболее действенно для данного человека.

Убеждать можно "Прямым общением — в ходе беседы, спо­койно или эмоционально излагая свои доводы в виде фактов. А можно и косвенно, создавая или провоцируя ситуации, ко­торые говорят о том, что вам выгодно. Очень мощное воздей­ствие имеет сочетание обоих способов — вначале «случайное» событие, с вами никак не связанное, а через некоторое время общение на сходную тему. Легче поддаются убеждению люди с ярким, живым воображением, люди, ориентированные скорее на других, чем на себя, люди с заниженной самооценкой.

При разработке мероприятия по убеждению необходимо тщательно все продумать. На эффективность может повлиять любой нюанс:

• место и время проведения;

• окружающая обстановка (антураж);

• физическое, психическое, эмоциональное состояние убеждаемого;

• некоторые факты биографии и личный опыт убеждаемого;

• личность убеждающего, его эрудиция, его известность;

• построение беседы, правильность подбора контраргумен­тов;

• и еще бог весть сколько тонкостей.

Нельзя забывать и о том, что после, казалось бы, удачного убеждения тот, кого убеждали, может изменить свое мнение. Поэтому необходимо периодически давать ему дополнитель­ные стимулы для ориентации в нужном направлении. Как час­то это делать и как сильно при этом воздействовать, зависит от объекта воздействия. Но в любом случае важно, чтобы объект был уверен в вашей абсолютной правоте.

ВНУШЕНИЕ

Внушение подразумевает информационное воздействие на человека таким образом, чтобы содержащиеся в информации идеи были приняты им. Здесь нет никакой критической оцен­ки, никакой логической обработки. Здесь возможно только прямое внедрение в сознание неких «заветных истин». Такое внедрение возможно либо посредством эмоций, либо через ос­лабление сопротивляемости с помощью мощного физического или психического воздействия.

Наиболее сильно подвержены внушению:

• слабые личности (робкие, стеснительные, пугливые...);

• склонные зависеть от других (услужливые, ищущие себе хозяина);

• некритично воспринимающие действительность (довер­чивые, простодушные...).

Внушению способствуют следующие моменты:

• авторитетность источника или сильный интерес к нему (например, сексуальное влечение);

• отсутствие или противоречивость информации;

• сильное психофизическое истощение;

• чувство зависимости;

• шоковая неожиданность сообщаемого.

Есть два основных метода внушения: прямое и косвенное. При прямом идет непосредственное воздействие на объект, например в процессе беседы. При косвенном объект подверга­ется внушению посредством «случайного» поступления ин­формации. Например, посредством слухов, или подслушива-

ния разговора, или найденного документа и т. п. Принцип один и тот же — на людей имеют большее внушающее воздей­ствие подслушанные или вскользь уловленные идеи.

ГИПНОЗ

Гипнозом называют изменение установок человека по­средством информационного воздействия на него с предвари­тельным переводом в специфическое состояние сознания, при котором полностью отключается критическое восприятие и повышается чувствительность к внешнему информационному воздействию.

Вводу в гипнотический транс способствуют:

• сильная усталость и сонливость;

• пасмурная и дождливая погода;

• полумрак;

• удобное положение тела;

• ритмичное покачивание;

• соответствующие ритмичные звуки;

• сильные эмоциональные переживания.

Гипноз используют для проведения допроса, для передачи информации, для дезинформации, для принуждения к опреде­ленным действиям.

НАРКОВОЗДЕЙСТВИЕ

В силу специфики воздействия на человеческий организм наркотики часто используют для достижения поставленных целей. Следствием воздействия наркотика в малых дозах явля­ется эйфория, а в больших — отключение сознания, сон или оцепенение. В настоящее время есть природные и синтетичес­кие наркотики. Посредством нарковоздействия выведывают информацию, нейтрализуют сопротивление, дискредитируют человека, ломают волю, маскируют убийство.

ТЕХНОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Человек воспринимает звук и свет в определенных диапа­зонах. Но это не значит, что звук и свет за пределами данного диапазона никак не воздействуют на человека. Именно на воз­действии механическими и электромагнитными колебаниями, не воспринимаемыми человеком, и основано оказание специ­фического воздействия. К таким воздействиям относятся:

• инфразвук как средство вызова паники;

• инфразвуковые вкрапления в общий звуковой фон как средство воздействия на психику;

• ультразвук;

• эффект 25-го кадра;

• электрошок;

• СВЧ-излучение.

Известно использование инфразвука для воздействия на головной мозг, на организм в целом для вызова паники, страха, головной боли, тошноты. Также известно наложение нормаль­ных звуков, растянутых до инфразвука, на обычные звуковые раздражители (музыка, речь...). Ультразвук могут использовать для вызывания болевых ощущений, отключения сознания, рас­стройства психики, ухудшения общего состояния, воздействия на память. Вкрапление видеообразов в обычное видеоизобра­жение также может быть применено для воздействия на созна­ние человека. СВЧ-излучение по своему воздействию сродни ультразвуку, но оно более сильное, и последствия такого воз­действия проявляются гораздо заметнее.

ЗОМБИРОВАНИЕ

Зомбирование «— это форсированная обработка сознания человека, в результате которой он программируется на безого­ворочное и неосознанное выполнение приказов. Зомбирова­ние различается по глубине воздействия:

• поверхностное — при этом человек фактически мало от­личается от окружающих, но нацелен на выполнение по­ставленной задачи;

• полное — для такого не существует ничего, кроме выпол­нения приказа.

Для эффективного зомбирования необходимо прервать контроль сознания над человеком либо полностью (или в большей степени) уничтожить воспоминания. Это достигается воздействием химических препаратов, технических средств или жесткого воздействия на психику путем истощения (физи­ческого и психического) и мощных стрессов.

ПОДКУП

Подкуп — это взаимовыгодное сотрудничество, при кото­ром одна сторона получает интересующие ее сведения (или предмет), а противоположная сторона — материальное возна­граждение. Фактически это оплата услуг, с той лишь разницей, что, как правило, лицо, выполняющее услугу, нарушает некие правила (закон, норма, инструкция, регламент и т. п.). Наибо­лее подвержены подкупу:

• лица с определенными чертами характера (жадность, за­вистливость, импульсивность, внушаемость, рискован­ность);

• люди с завышенными притязаниями, но без реальных возможностей их осуществить;

• люди в затруднительном материальном положении;

• обиженные и затаившие злобу.

Вознаграждение может быть самым разным: от денег и ма­териальных ценностей до карьерного роста, признания в опре­деленных кругах или посвящения в некие тайны. Все зависит от потребностей подкупаемой личности. При осуществлении подкупа необходимо быть крайне осмотрительным, дабы не выступить самому в роли жертвы. Для этого необходимо пла­нировать проведение процедуры передачи информации и де­нег таким образом, чтобы:

• нельзя было зафиксировать сам факт передачи (на видео или аудио);

• нельзя было увязать между собой передачу информации и передачу вознаграждения;

• место и время обмена были неизвестны другой стороне до последнего момента;

• окружающие не мешали процедуре;

• нюансы обстановки не способствовали психологической поддержке объекта;

• с места обмена можно было уйти несколькими независи­мыми путями и т. п. t

Со своей стороны факт передачи желательно зафиксиро­вать. Это может пригодиться в качестве страховки либо как ар­гумент для склонения к дальнейшему сотрудничеству.

ШАНТАЖ (ЗАПУГИВАНИЕ)

Шантаж очень похож на подкуп — вы предлагаете отдать объекту в виде оплаты некую порочащую его информацию (или не распространять ее) в обмен на некоторые услуги с его сторо­ны. При реализации данного способа воздействия на человека важным элементом становится уязвимость шантажируемого, его слабые места. Именно их наличие или отсутствие является ответом на вопрос, можно или нет его шантажировать. При этом личность шантажируемого также имеет огромное значе­ние. Может оказаться так, что попытка давления на него будет сродни воздействию красной тряпки на быка. Поэтому выявле­ние слабостей объекта и изучение его личности выходят на пер­вый план. К слабостям можно отнести все, чем дорожит объект, все, что он не хочет потерять. И чем сильнее это желание, тем сильнее будет воздействие на него. Слабости — это:

• карьера;

• обладание некой вещью;

• причастность к чему-то;

• авторитет;

• любовь;

• положение в обществе;

• доход;

• свой бизнес;

• счастье близких.,.

Для определения того, что для объекта наиболее ценно, не­обходимо выявить его мотивацию, его привычки, устремления и желания, его привязанности.

Также немаловажное значение имеет определение людей, которым, по мнению объекта, нежелательно знать порочащую информацию. За исключением случаев, когда планируется оповещение значительной части общества. Да и сам процесс шантажа может иметь значение:

• можно лично осуществлять задуманное;,

• можно от имени кого-то;

• можно совершенно анонимно.

Для подготовки объекта к шантажу необходимо ослабить его волю. Это достигается путем психического или физическо­го истощения:

• круглосуточные телефонные звонки;

• анонимки;

• непонятные намеки и угрозы;

• порочащие слухи;

• «зловещие» приметы;

• химико-медикаментозные средства;

• технические средства и т. п.

При выборе и подготовке места проведения мероприятия исходят из тех же соображений, что и при подкупе.

ЗАПУГИВАНИЕ

Запугивание — это угроза физического или психического насилия над человеком или его близкими. При запугивании эксплуатируется чувство страха за себя, за своих родных и близких, за свое дело и т. п. Осуществляется обычно с целью подчинить объект воздействию чужой воли:

• для получения информации;

• для выполнения определенных действий;

• для ограничения действий объекта;

• для дальнейшей вербовки. При этом нельзя забывать, что:

• страх (от испуга до паники) и поведение человека (от за­мирания до неконтролируемых действий) могут быть разными;

• у каждого человека есть свой психологический порог, после которого воздействие не имеет силы;

• страх усиливается неизвестностью и бездействием;

• ожидание смерти страшнее самой смерти;

• страх нарушает восприятие действительности, расстраи­вает память и не дает сосредоточиться.

ПЫТКА

Пытка — это прямое воздействие на человека с целью при­чинить ему физические или психические страдания. Целью такого воздействия является все то же принуждение к опреде­ленным действиям или бездействию. За свою историю челове­чество придумало несметное количество способов воздейство­вать на человека — от простого физического до изощренного психологического.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: