Это — комплекс мероприятий, направленный на создание условий, которые могли бы прямо или косвенно подтвердить вымышленные детали легенды. Главная цель закрепления — избежать проверки вымышленной части легенды. Закрепление проводится с помощью предварительных рекомендаций, распространения слухов, телефонных звонков, посылки факсов от имени той организации, от которой выступает сотрудник СБ. Легенда может закрепляться ссылкой на третьих лиц, которых невозможно разыскать или которым в силу их положения невозможно позвонить.
Умелое использование экипировки, предметов, жестов, жаргона, свободного владения фактами, именами и т. п. способствует принятию сотрудника СБ за того, за кого он себя выдает.
К легендированию нередко прибегают и преступные элементы. В последнее время они активно используют положение помощников депутатов Госдумы, фальшивые или незаконно полученные удостоверения сотрудников правоохранительных органов, используют милицейскую и военную формы одежды.
Закреплению легенды способствуют адекватное ситуации поведение сотрудника СБ, его подготовленность, ответственность, широкая эрудиция и знание предмета исследования.
ТАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕГЕНДЫ
Сотрудник СБ должен хорошо усвоить легенду и умело пользоваться ею. Неуверенность, случайные проговоры, противоречащие легенде, нечеткость, излишние подробности, изложение легенды без необходимости могут вызвать подозрения и привести к провалу мероприятия.
Использовать легенду нужно только в тех случаях, для которых она предназначена. Не следует излагать легенду целиком, а делать это надо лишь по мере необходимости. Чем больше сведений излагается, тем уязвимее становится легенда.
При использовании легенды необходимо внимательно следить за реакцией собеседников, при необходимости вносить по ходу коррективы, которые, не противореча существу легенды, дополняли бы ее или уточняли. Сотрудник СБ должен психологически готовиться к использованию легенды, вжиться в нее, сам «поверить» в суть легенды, добиваться логичности и естественности в поведении. Поведение сотрудника СБ не должно вызывать сомнений и недоумений у окружения.
ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКА СБ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЕГЕНДЫ
Сотрудник СБ, намеревающийся проводить то или иное мероприятие с использованием легенды, должен к этому тщательно и основательно готовиться. Любые пробелы в подготовке, поверхностный подход могут провалить легенду и мероприятие в целом и вызвать нежелательные последствия. Сотрудник СБ должен уметь использовать легенду в самых сложных условиях. Для этого организуются и проводятся игровые ситуации. Легенда проигрывается в коллективе службы безопасности. Оппоненты задают вопросы исполнителю, высказывают сомнения, уточняют детали, переспрашивают факты и обстоятельства событий. Исполнитель легенды должен четко, ясно и убедительно отвечать на вопросы, не путаться, сохранять спокойствие и выдержку. Для того чтобы выиграть в этой битве, сотрудник СБ должен хорошо изучить факты, разобраться в обстоятельствах дела, четко запомнить вымышленную часть информации, вжиться в легенду.
ЛЕГЕНДИРОВАНИЕ В СЫСКНОЙ И ДЕТЕКТИВНОЙ РАБОТЕ
При ведении сыскной и детективной деятельности сотрудники С Б собирают необходимую информацию в целях оказания услуг, сведения по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса, изучают рынок, готовят информацию для деловых переговоров, выявляют некредитоспособных и ненадежных деловых партнеров, устанавливают обстоятельства неправомерного использования фирменных знаков и наименований, выявляют недобросовестную конкуренцию, выявляют утечку сведений, составляющих коммерческую тайну.
Участвуя в подборе, изучении и проверке кадров, сотрудники СБ могут уточнять биографические и характеризующие данные на отдельных граждан (с их письменного согласия). Сотрудники СБ ведут поиск без вести пропавших граждан, ищут утраченное гражданами или юридическими лицами имущество, собирают сведения по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В практике работы служб безопасности различные мероприятия по розыску проводятся как с использованием личных удостоверений сотрудника СБ, так и без них. Законодательство РФ запрещает сотрудникам СБ выступать от имени правоохранительных органов, но и не требует, чтобы сотрудник СБ, вступая в контакт с кем-либо, предъявлял ему свое удостоверение. Как правило, российские граждане не просят предъявить удостоверение личности собеседника, а воспринимают его в зависимости оттого, как он себя ведет и о чем говорит. Часто сотрудники СБ под благовидным предлогом стараются избежать предъявления удостоверения личности, а ненавязчиво вступают в беседу, задают нужные вопросы, излагают просьбу, располагают собеседника к себе, стремясь вызвать у него желание помочь. В этих случаях легенда помогает настроить собеседника на дружеский лад и скрыть от него истинный интерес к затронутой проблеме.
Основа легенды определяется в ходе подготовительной работы к ее использованию, а развивается и уточняется, исходя из обстановки и личности собеседника.
На практике используются простейшие легенды: поиск знакомого, якобы проживающего в этом доме; наведение справки по объявлению о продаже чего-либо; поиск потерявшегося домашнего животного; сбор социологических данных; попытка устроиться на работу; выяснение обстоятельств какого-либо события и т. д.
ЛЕГЕНДИРОВАНИЕ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТОВ
Легендирование имеет значительное влияние на правильное установление знакомств и контактов с нужными людьми. Сотрудник СБ по роду службы знакомится с обширным кругом лиц для сбора интересующей его информации или проведения каких-либо операций.
Интерес сотрудника СБ к человеку, стремление продолжить с ним знакомство должен быть не только хорошо залеген-дирован, но должен учитывать интересы и запросы этого человека. Наш односторонний интерес к кому-либо не приносит желаемых результатов развития знакомства. Поэтому необходимо учитывать характер, личные и деловые качества человека, его интересы и т. п.
При необходимости установления длительного контакта с кем-либо должны быть разработаны легенда первичного знакомства и легенда поддержания контакта. Эти легенды должны учитывать легенду сотрудника СБ, рассчитанную на длительный период.
Хорошо срабатывает легенда установления деловых отношений, особенно если они приносят взаимные выгоды.
Так, например,' один из иностранных учредителей совместного предприятия обратился в службу безопасности с просьбой раскрыть обстановку, сложившуюся в СП. Он предполагал серьезное инвестирование деятельности СП и хотел быть уверенным, что не ошибется. Сотрудник СБ, выполнявший заказ, предложил коммерческому директору этого СП свои услуги в качестве дилера по реализации продукции СП. Грамотная постановка предложения вызвала заинтересованность коммерческого директора СП, и сотрудник СБ стал своим человеком в СП и добыл необходимую информацию.
Перед тем как направить того или иного сотрудника СБ на сбор информации или проведение операции, необходимо знать, какими возможностями и личными качествами он располагает. Он должен быть вооружен убедительными причинами, мотивами и доводами для того, чтобы получить согласие нужного ему человека на встречи и продолжений знакомства. В этом плане хорошо срабатывают общие увлечения. Особенно тщательно должны отрабатываться легенды получения информации. Обмен мнениями должен выглядеть естественно и вызывать интерес у собеседника. В то же время легенда должна надежно скрывать заинтересованность сотрудника СБ в получении конкретной информации. Для этого вопросы и действия сотрудника СБ должны восприниматься собеседником как естественные и не вызывающие подозрений.
Сотрудникам СБ приходится обращаться с различными вопросами на фирмы, предприятия, в банки, государственные учреждения. В этих случаях профессионально подготовленные и умело поставленные вопросы помогают сотруднику СБ сойти за коллег по профессии тех учреждений, в которые он обращается. Иногда нужную информацию можно получить и по телефону, если хорошо отлегендировать свою просьбу.
ЛЕГЕНДИРОВАНИЕ В РАБОТЕ С КОНТАКТЕРАМИ
В ряде случаев сотруднику СБ нежелательно афишировать свои знакомства и встречи с определенными людьми. Это может вызвать недовольство со стороны их руководства. Поэтому при выборе мест встреч необходимо легендировать их проведение вдали от места работы контактера, где ваша встреча может быть зафиксирована кем-либо из сослуживцев контактера.
Кроме того, на непредвиденный случай должны быть отработаны и осторожно доведены до контактера легенды вашего с ним знакомства, встречи и беседы. Подобные действия достигаются продуманной и осторожной тактикой доведения этих сведений до контактера, с тем чтобы не насторожить его. Легенды должны быть разработаны заранее, соответствовать месту встречи, положению собеседников, их возрасту и наклонностям.
Одним из важнейших требований, обеспечивающих успех различных мероприятий, является учет реальной обстановки, осведомленности окружения о происходящих событиях. Мероприятия проводятся с целью: получения информации, дезориентации преступных группировок, сокрытия поступления дорогостоящих товаров, создания вокруг руководства фирмы информационного вакуума и в других необходимых случаях. При проведении этих мероприятий легендируются не только сами мероприятия, но и сроки их проведения, цели, места проведения, средства и исполнители. Неудачный выбор легенды и неправильное ее использование могут привести к срыву мероприятия.
Легендирование является одним из методов обеспечения успеха в оперативной работе. Область применения легендиро-вания широка и разнообразна. Легендируется деятельность фирмы, банка, службы безопасности, жизнедеятельность отдельных сотрудников и т. п. Умелое применение легенды является залогом успешной работы службы безопасности.
Работа в службах безопасности превосходит порой по сложности многие гражданские профессии, и добиться результатов может только тот, кто профессионально хорошо подготовлен, ответственно относится к своему делу, владеет всем арсеналом средств и методов детективной и оперативной деятельности.
Необходимо постоянно совершенствовать приемы и методы легендирования, обогащать практику его применения, проявлять изобретательность и инициативу в разработке убедительных, действенных и жизненно стойких легенд.
Умелое использование легендирования является составной частью профессионального мастерства сотрудника службы безопасности.
ТАЙНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Тайные операций — это особый вид работы служб безопасности, который никак не оговорён в законе «О частной детективной и охранной деятельности».
А раз нет прямого запрета, то можно исходить из формулы: «разрешено все то, что не запрещено законом».
К тайным операциям службы безопасности прибегают в самых крайних случаях, когда нет других возможностей обеспечить безопасность охраняемого предприятия.
Одним из видов тайных операций является устройство (внедрение) на работу в интересующую вас фирму своего сотрудника. Перед ним ставится задача получения информации о возможно готовящихся или уже проводящихся против вашей фирмы мероприятий подрывного характера и локализация этой деятельности. В случае если ваш конкурент задумал провести против вас подрывную акцию, подпадающую под уголовно наказуемые действия (хищения, поджоги, уничтожение производственной базы, товаров, сырья и т. д.), то своевременное принятие упреждающих мер позволит предотвратить действия конкурента.
Ваш сотрудник в фирме конкурента может своевременно зафиксировать утечку информации с вашей фирмы и выявить источник информации. Он может распространить выгодную вам дезинформацию или слухи о ваших связях, способных защитить вашу фирму.
Организация и проведение тайных операций связаны с определенным риском, необходимым профессиональным подходом, серьезной подготовкой человека к внедрению на фирму-конкурент. Необходима конспиративная организация связи с этим человеком и грамотное руководство его действиями.
Достаточно сложен и сам процесс внедрения вашего сотрудника на фирму-конкурент. Для этого необходимо знать потребности конкурента в кадрах, их профессионализацию, уровень подготовки и другие требования, предъявляемые фирмой-конкурентом при наборе новых сотрудников.
Прежде всего ваш человек должен быть высоким профессионалом в бизнесе и подходящей кандидатурой для работы на фирме конкурента.
В ряде случаев, когда устроить на работу на фирму конкурента своего человека не удается, подбирают уже работающего на фирме кандидата.
Люди идут на-сотрудничество с другой фирмой по ряду причин. Одни — за материальное вознаграждение, другие — за обещание взять их на работу на вашу фирму на более высокооплачиваемую должность, третьи — из-за обид, нанесенных им на фирме конкурента.
В любом случае эти люди будут для вас полезными. Однако с особой осторожностью нужно принимать инициативные предложения со стороны сотрудников фирм-конкурентов. Это могут быть либо подставы конкурентов, либо эти лица в последующем предадут и вас.
Тайные операции могут носить и другой характер. Например, введение в заблуждение представителей криминального мира о наличии у вас «крыши» в правоохранительных органах. Тайные операции проводятся и при выявлении на вашей фирме подстав конкурентов и криминальных структур, а также при дезинформации конкурентов о получении вами кредитов, заключении вами договоров и контрактов. Тайные операции способствуют защите экономической безопасности фирмы от государственного рэкета, а также при выбивании долгов у ваших должников, при выявлении имущества у фирм-должников и личного имущества у их руководителей, допустивших нарушение уголовного законодательства.
Создание информационного вакуума вокруг деятельности фирмы и жизни ее руководителя также нуждается в проведении различных операций.
С помощью тайных операций производится изучение и проверка сотрудника фирмы при возникновении обоснованного подозрения в его подрывной деятельности против фирмы. Тайные операции проводятся также: при выявлении недобросовестной конкуренции; при ликвидации дискриминационных коммерческих условий; при выявлении тайных сговоров на торгах; при выявлении тайных картелей; при поиске организаторов ограблений и разбойных нападений на ваше предприятие; при нахождении и освобождении заложников; при локализации вымогательства; при выявлении организаторов шантажа, а также лиц, сознательно компрометирующих фирму; при выявлении коррумпированных элементов из числа государственных чиновников и сотрудников правоохранительных органов.
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ТАЙНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Подготовке и планированию тайной операции предшествует четко определенное и сформулированное задание — цель, полученная от руководителя фирмы. На первом этапе необходимо определить, для чего проводится операция, какие результаты от нее ожидаются, какие силы и средства в ней задействуются. Определяется стоимость проведения операции и обусловливается соблюдение законов при планировании и проведении тайной операции. Оговариваются сроки проведения операции.
На втором этапе собирается и анализируется необходимая информация, на основе которой будет планироваться и проводиться операция.
Третий этап — это планирование операции. Успех операции зависит от того, насколько тщательно и продуманно она спланирована и подготовлена. Подробно рассматриваются конкретные этапы и мероприятия операции, подготовка и действия ее участников. Разрабатываются меры конспирации и безопасности как всей операции, так и ее участников. Предусматриваются альтернативные варианты действий исполнителей, распределение ролей между ними. Планом предусматриваются также: легендирование операции, формы и методы проведения отдельных мероприятий, разработка связи между участниками операции и руководителем службы безопасности.
Четвертый этап — это непосредственное проведение операции. Ее успех обеспечивается тщательностью подготовки.
Пятый этап — принятие необходимых мер по закреплению достижений, полученных в ходе операции; вывод участников из операции, отведение от них подозрений; возбуждение уголовных дел против выявленных в ходе операций лиц, нарушивших уголовное законодательство; отчет о проведенной работе, выводы и рекомендации на будущее. В случае, если было принято решение о возбуждении уголовного преследования против лиц, преступивших законы, следует позаботиться о получении вещественных доказательств, выявлении свидетелей и обеспечить необходимую документацию, видеосъемки, звукозаписи, фотографии и т. д.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАЙНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО НЕДОПУЩЕНИЮ И ВОЗВРАТУ ДОЛГОВ
Отдельным аспектом проведения Специальных операций являются операции, связанные с недопущением долгов и их возвратом.
Недопущение долгов — это оперативная работа, направленная на всестороннее изучение личности партнера или клиента, состояние его платежеспособности, характеризующих его данных, возможных связей с криминальным миром.
Своевременное выявление серьезных компрометирующих материалов на возможного партнера поможет, с одной стороны, аргументированно отказаться от сотрудничества с ним, а с другой стороны, послужить надежным рычагом воздействия на него в случае уклонения от возврата долга или кредита.
К сожалению, руководители предприятий, наделавшие ошибок, часто уповают на возможности служб безопасности вернуть долги. Долг проще предотвратить, чем возвратить. По этому сотрудники СБ должны изучать партнеров и клиентов еще на стадии намерений начать с ними совместную деятельность.
Иногда возврат долга бывает связан с организацией и проведением психологического воздействия на должника. При этом действия службы безопасности не должны носить криминального характера и не должны нарушать уголовное законодательство.
ОПЕРАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Сфера обеспечения безопасности и корпоративная разведка в ней являются сложной частью человеческой деятельности, которая протекает в экстремальных условиях высокого психологического напряжения, при острой нехватке времени для обдуманного принятия продуктивных решений. Отсутствие «позитивного времени» в экстремальных ситуациях у профессионалов восполняется приобретенными ранее и отточенными до бессознательного применения специальными навыками: развитым мыслительным аппаратом, высоким интеллектом; тренированной нервной системой, знанием основ оперативной психологии, которые в совокупности являются «психической составной» повседневной деятельности сотрудников спецслужб.
ПСИХИКА
Психика — продукт специфического для субъекта взаимодействия субъекта с объектом. В философии отождествляется с понятиями «сознание», «мышление», «познание», «разум», «идея», «дух».
Диалектический материализм рассматривает психику как особое свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в отражении объективной реальности (существующего мира) в форме идеальных образов. Философы-идеалисты считают первичным идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность.
Основной вопрос философии, таким образом, анализируется философской мыслью с двух сторон: во-первых, что является первичным — дух или природа, материя или сознание; и во-вторых, как соотносится знание о мире к самому миру или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир?
В качестве научного понятия психика выступает как продукт и вместе с тем условие специфического для субъекта взаимодействия с объектом. В ходе этого взаимодействия в мозгу человека формируются системы нервных связей. Они обеспечивают отражение действительности, позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире.
Возникновение психики связано с развитием жизни, усложнением форм взаимодействия живых существ с окружающей средой. В ходе эволюции животных формировался специальный орган психики — нервная система (продукт биологического развития), а позднее — ее высший отдел — мозг. Лауреат Нобелевской премии физиолог И. П. Павлов назвал нервные рефлекторные процессы в головном мозге животных первой сигнальной системой. Ограниченная ориентировка в окружающем мире, биологическое приспособление — это единственная сигнальная система в животном организме и первая — у человека.
У человека прибавляется в лобных долях мозга вторая сигнальная система — сигнализация словом, речью, дающая безграничную ориентировку во внешней среде.
Психика человека с самого начала — общественно-исторический продукт. В индивидуальном развитии психика современного человека формируется в процессе овладения им исторически сложившимися формами деятельности.
Ощущения — элементарный результат воздействия объективного мира на органы чувств человека. Самые разнообразные факторы внешней среды (электромагнитные колебания, молекулы химических веществ) возбуждают периферическую часть нервных клеток и передаются в кору головного мозга. Ощущения разделяются на: зрительные, осязательные, слуховые, вкусовые, обонятельные.
Процесс познания мира начинается с ощущений, то есть они являются единственным каналом, через который человек непосредственно связан с реальностью.
Сознание — высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной реальности. Сознание есть продукт общественного развития и вне общества не существует. Сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и личного бытия. Оно возникает в процессе трудовой и общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с возникновением языка, который также древен, как и сознание.
Подсознательное — характеристика активных психических процессов, которые, не являясь в определенный момент центром смысловой деятельности сознания, оказывают влияние на сознательные процессы. Ассоциативность подсознательна.
Познание — процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности, обусловленный законами общественного развития и непрерывно связанный с практикой. Целью познания является достижение объективной истины. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, объективной реальности.
Деятельность психическая — специфическая для живого организма связь с окружающим миром, регулирующая и контролирующая взаимоотношения между организмом и средой. Две формы деятельности. Первая, характерная для животных, — инстинкт. Вторая, вырастая из первой, является исключительно достоянием человека. Основной деятельностью человека является труд, в процессе которого человек познает, изменяет мир и себя. Практическая психическая деятельность направлена на преобразование той.или иной ситуации, а теоретическая выявляет способ разрешения ситуации, понятие внутренних закономерностей происходящих процессов.
Чувства, эмоции — внутренний, чувственный мир человека, переживание им своего отношения к окружающей действительности.
Характер — совокупность устойчивых психических особенностей человека, которые зависят от его деятельности, условий жизни и проявляются в поступках. Зная характер человека, можно предвидеть, как он будет вести себя в тех или иных обстоятельствах, а следовательно, направлять поведение, вырабатывая у личности ценимые обществом качества. Характер имеет общественно-психологическую природу, то есть зависит от мировоззрения личности, накопленных знаний, опыта, от усвоенных моральных принципов. Не являясь врожденным, характер формируется в условиях деятельности людей и зависит от воспитания.
ТИПЫ ХАРАКТЕРА. Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Смешанный тип
Личность — это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными и волевыми. Личность не может быть носительницей прирожденных качеств, а определяется исторически данным строем общества. К психологическим свойствам личности относятся характер, темперамент, способности человека, а также особенности протекания психических процессов. Личность у сформировавшегося человека в известной мере остается постоянной, поскольку постоянны условия его бытия. Изменения личности происходят с изменением бытия человека, ибо она совокупность внутренних черт и особенностей человека, через которые преломляются все внешние воздействия. Источником активности личности являются многообразные личные и общественные потребности человека. Субъективное в человеке (эмоции, потребности, переживания) неотделимо от объективных отношений, складывающихся между ним и внешним миром.
Психология — наука, изучающая психическую деятельность, ее закономерности и развитие, а также психические свойства и состояние человека.
Должное взаимодействие с интересующим вас человеком складывается из индивидуальных контактов, пользу от которых удается приумножить через их рациональную организацию. Разные аспекты этих взаимоотношений мы вкратце и рассмотрим.
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ
Общение является результативным при том условии, что оно подчинено достижению ряда целей, например, таких, как:
• изучение психологии объекта;
• диагностика объекта;
• установление более тесных контактов;
• обеспечение сотрудничества;
• обсуждение конкретной проблемы;
• получение нужной информации;
• передача своей фактуры или дезинформации;
• убеждение в чем-то;
• принуждение к чему-либо.
В ходе полноценного взаимодействия можно выделить перетекающие друг в друга фазы, включающие:
• предварительную подготовку;
• начало разговора с обеспечением подходящего психоэмоционального настроя собеседника;
• проведение своей темы и направление беседы в предусмотренном направлении;
• завершение диалога с закреплением достигнутого результата.
На этапе предварительной подготовки занимаются:
• прояснением того, чего нужно достичь в результате разговора, отмечая предпочтительный максимум и приемлемый минимум;
• получением изначальной информации (о партнере и затрагиваемой проблеме);
• обдумыванием тактики контакта (сообразно с психологией объекта и иными действующими здесь факторами);
• отрабатыванием выигрышных компонентов общения (выбор подходящего момента, места, обстановки и обстоятельств свидания).
Начало разговора с поддержанием, соответствующего психоэмоционального настроя у визави строится на пресечении негативных эмоций и отбрасывании всевозможных барьеров, затрудняющих необходимое взаимопонимание. Негативные реакции собеседника засекают по различным внешним проявлениям (резкости фраз, зажатости поз, узости зрачков...) и снимают различными психологическими приемами (выбором особо действующих слов, мимикой, телесным копированием...). Проведение избранной темы и подстройка беседы к колебаниям диалога опираются на исходную тактику с постоянным наблюдением за различными (жесты, выражения лица, взгляд...) реакциями партнера и коррекцией, исходя из них, своего последующего поведения.
Завершение беседы с закреплением достигнутого результата подразумевает, что данный акт общения скажется необходимым образом на мышлении и поступках собеседника, не заставив его поменять суждение о визави на негативное.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВСТРЕЧИ
Готовясь к перспективному контакту, следует учитывать, что:
• в холодные и сухие дни человек лучше работает, тогда как слишком жаркая или влажная погода заметно притупляет интеллект;
• встречи на море ввиду особого воздействия свежего морского воздуха (чуть соли и чуть йода...) весьма благоприятны для проведения деловых переговоров;
• около 19 часов нервно-психическое состояние людей становится довольно неустойчивым, что может проявиться в излишней раздражительности и вспыльчивости;
• там, где нет толпы и музыка звучит не очень громко, легче придать беседе интимно-доверительный характер;
• любая радость увеличивает альтруизм, обида или разочарование уменьшает его;
• нас всегда притягивают знающие и опытные люди;
• человек любит тех, кто любит симпатичных ему людей;
• чем чаще мы видим партнера по общению, тембольше вероятность того, что он нам понравится, но чрезмерные контакты, однако, снижают его привлекательность;
• люди часто ценятся лишь в той степени, в какой они могут помочь в реализации личных целей партнера;
• чем больше кто-либо обладает властью, тем меньше этот индивид стремится к дружеским контактам;
• человек чаще всего придерживается принципа: «пусть друзьям во всем сопутствует успех, но в том, что важно для меня, не более, чем мне».
Вступая в разговор и устраняя внутреннее напряжение у партнера, помните, что:
—твердое, уверенное рукопожатие, сопровождаемое взглядом в глаза, нравится обычно почти всем;
—дипломатичное поведение предполагает осторожность, тактичность и элементарную учтивость;
—банальное начало ориентирует на банальность всей беседы;
—субъекта более всего оскорбляет, когда сообщают, что не помнят его имени, — ведь этим ему как бы намекают, что он не имеет совершенно никакого значения для партнера;
—люди, познавшие эмоциональные потрясения, нередко ищут в собеседнике лишь «резонатора», а не советчика (неплохо выражает понимание и сочувствие, к примеру, обычное прикосновение руки...);
—начав беседу, попытайтесь организовать благожелательную атмосферу такими вопросами, на которые человек ответит «да» с заметным удовольствием; тем самым завоевывается доверие партнера;
—доброжелательная установка (а попросту — готовность слушать человека) рождает состояние свободы и непринужденности; чем менее мы судим говорящего, тем более самокритичным он проявится, выказывая свои мысли и чувства гораздо откровеннее, чем в ситуациях с осознанным контролем;
—люди обычно любят говорить о собственной персоне и подчеркивать свою значительность;
—беседовать с субъектом желательно лишь на его привычном языке, не злоупотребляя незнакомыми словами (что раздражает) и не высказываясь чрезмерно упрощенно (вас могут заподозрить в низком уровне интеллекта);
—на первый план в ходе общения необходимо выдвигать суждения и устремления собеседника (вместо «я бы хотел...» — «вы хотите...»), поскольку он охотнее поддерживает разговор о собственных проблемах и желаниях;
—приятно беседовать с людьми, имеющими оживленное лицо и экспрессивные жесты, а также с теми, кто спонтанно принимает непринужденную позу (с субъектами, которые при разговоре откидываются назад или разваливаются в кресле, обычно чувствуют себя не очень уютно);
—чтобы наладить полное взаимопонимание и породить непринужденность при контакте, желательно копировать как позу, так и жесты собеседника; такое «отзеркаливание» сообщает визави, что вы поддерживаете его мнения и взгляды, и предрасполагает человека к вам;
—нелишне иной раз отображать эмоциональные переживания партнера, показывая, что отлично понимаете его психическое состояние; это очень приятно и улучшает доверительные отношения;
—когда человек эмоционально возбужден, он часто выражается излишне экспрессивно и как бы нападает на собеседника, хотя это совсем не так;
—устойчивый контакт глазами с говорящим выказывает заинтересованность и вдохновляет визави на продолжение монолога;
—простейшие нейтральные слова («конечно», «разумеется»...) с сочувственным наклоном головы подбадривают собеседника и вызывают у него желание продолжать общение;
—ничто так не нравится безмолвствующему партнеру, как предложение высказать свое суждение, которое конечно же надо внимательно выслушать;
—когда человек видит, что его слушают, он с симпатией настраивается на собеседника и в свою очередь старается прислушиваться к нему;
—любому человеку нравится, когда ему сообщают приятные вещи, в особенности это ценят женщины;
—немалое значение для приведения объекта в доброжелательное состояние всегда имеет умно сказанный комплимент;
—лесть не воспринимается болезненно, когда она не выглядит как слишком явная ложь;
—нельзя рассчитывать на дружескую откровенность в ответ на фальшь, пусть даже замаскированную;
—не стоит задавать излишнее количество вопросов, поскольку это может помешать вам обрести необходимое доверие;
—безудержная очевидная хвастливость, как правило, неэффективна, и прибегать к ней есть какой-то смысл только тогда, когда доверие партнера уже обретено;
—красивый энергичный жест, подчеркивающий главенствующую мысль, обычно не помеха, но избегайте прибегать к рукам для привлечения внимания;
- для вызывания враждебности вполне хватает сухости и сдержанности в обмене информацией;
— для обретения дружественности нужна непринужденность и избыточность в сообщении разных сведений.
Ведя разговор, не забывайте, что людей обыкновенно раздражают:
— негативный эгоцентризм (речь о своих сугубо личных и интимных делах, будь то болезни или неприятности на работе);
—банальность (треп об известных всем вещах, повторение избитых шуток и афоризмов);
—пассивность (поддакивание собеседнику и нежелание высказывать обдуманное мнение);
—самоуглубленность (сосредоточенность лишь на своих успехах и проблемах);
—низкая эмоциональность (неизменяемое выражение лица, однообразный голос, стремление не смотреть партнеру в глаза...);
—угрюмость (подчеркнутое нежелание поддерживать беседу, когда нужно «клещами тащить каждое слово»...);
—серьезность (полное отсутствие улыбки и принимание всего всерьез);
—льстивость (заискивающий тон, искусственная веселость и показное дружелюбие...);
—отсутствие тактичности и скоропалительные выводы (излишние перебивания собеседника и субъективные оценки по первому же впечатлению) заставляют визави принять оборонительную позицию, препятствующую нормальному общению;
—повышенная отвлекаемость (увиливание от рассматриваемой проблемы по любому поводу, использование в разговоре сленга...);
—притворство (разыгрывание заинтересованности или сопереживания; отсутствие какого-либо интереса и скука отлично вычисляются по выражению лица, как бы его владелец ни изощрялся, а это иной раз воспринимается как оскорбление);
—высокомерие (надменность и пренебрежение к собеседнику, «процеживание» слов сквозь зубы...);
—грубость (отчетливое и достаточно неучтивое противоречие...);
—болтливость (владение разговором как личной вотчиной);
—непрошеные советы (дача советов, когда об этом совершенно не просят, особенно если советующий не очень-то разбирается в затрагиваемом вопросе);
—решительность утверждений (безаппеляционные замечания с небрежным отметанием чужого мнения; такое отношение вызывает подсознательный протест и может привести к ссоре);
— закрытые вопросы (то есть вопросы, требующие однозначного — «да» или «нет»; они ведут к созданию напряженности в беседе, поскольку ограничивают у партнера пространство для маневра и он может почувствовать себя как на допросе).
Реализуя целевую установку, нелишне знать, что:
—первым чаше всего вынужден говорить более слабый;
—для поддержания интереса к себе можно интриговать партнера своей осведомленностью;
—тон собственного голоса полезно вымерять по тону собеседника: когда последний повышает тон, говорите тише, что вынудит и визави понизить силу голоса; при этом он будет сожалеть о собственной горячности, оставив, таким образом, победу в этом эпизоде за вами;
—в конфликтных ситуациях накал эмоций зачастую удается снять, дав человеку просто высказаться;
—чтобы с успехом что-либо внушить, надо уметь заставить себя слушать;
—обман целесообразен, лишь если он наверняка не может быть разоблачен;
—малюсенькая ложь способна породить большое недоверие;
—вернейший способ быть обманутым — это считать себя хитрее всех других;
—нечетко сформулированный вопрос нередко настораживает собеседника;
—опасно игнорировать предубеждения визави;
—полезно давать партнеру шанс продемонстрировать свои познания в любой области;
—люди болезненно относятся к напоминаниям о тех ошибках, которые они уже не совершают;
—критические замечания принимаются, если объект осознает, что критикующий сочувствует ему или критика выражается в тактичной форме;
—одно и то же критикующее замечание, произнесенное спокойным, ровным тоном, способно вызвать: возбуждение у холерика, прилив энергии у сангвиника, потерю настроения у меланхолика и совершенно не воздействовать на хладнокровного флегматика;
—не следует воспринимать молчание как внимание; нередко это может быть лишь погруженность человека в свои мысли.
Заканчивая диалог, учитывайте, что:
—нечеткий и невыразительный коней беседы способен развеять благоприятное впечатление от всех ваших высказываний;
—последние фрагменты разговора запоминаются прочнее всего;
—необходимо уметь вовремя остановиться, иначе эффективность проведенного контакта значительно понизится.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Чтобы добиться от объекта ожидаемого реагирования, необходимо понимать особенности человеческого восприятия:
—смысл фраз, составленных более чем из 13 слов (по другам данным, из 7 слов), сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла их применять;
—речь можно понимать лишь при ее скорости, не превышающей 2,5 слова в секунду;
—фраза, произносимая без паузы дольше 5—6 секунд, перестает осознаваться;
—мужчина в среднем слушает других внимательно 10—15 секунд, а после начинает думать, что бы ему добавить к предмету разговора;
—любое эмоциональное возбуждение (но только не сопереживание) обычно затрудняет понимание других;
—типичный собеседник как слышит, так и понимает намного меньше, чем он хочет показать;
—люди, имеющие склонность к самоанализу, неважно понимают тех, кто не задумывается над своим внутренним миром;
—беседуя с известным человеком в знакомых ситуациях, партнеры обычно слышат то, что предполагают услышать, а потому сообщение, не очень характерное для него, обычно пропускают мимо ушей или воспринимают неверно;
—неправильный язык оказывает отрицательное влияние на восприятие сообщаемого. Несоответствие употребляемого выражения стандартному значению, а то и стилистическим канонам иной раз вызывает негативные эмоции, сводящие на нет всю пользу от беседы (излишне высокопарные выражения — смешат, банальные — нередко раздражают, ошибочная лексика — настраивает на иронию...);
—у большинства людей есть некие критические слова, воздействующие на психику так, что, услышав их, объект внезапно возбуждается и теряет нить ведущегося разговора;
—мгновенный переход от дружелюбия к немотивированной враждебности способен вызвать растерянность, оцепенение, страх и даже эмоциональный шок;
—когда нужно воздействовать на чувства человека, то ему говорят преимущественно в левое ухо, когда на логику — в правое;
—людей, охваченных внезапным гневом, заметно легче рассмешить, чем в обычном настроении — в этом состоит один из ценных способов нейтрализации конфликтов;
—активность восприятия в огромной степени зависит от способности полученной информации разбередить в памяти человека таящиеся там воспоминания;
—то, что всецело ново для партнера и никаким образом не стыкуется с его познаниями, не вызывает у него и особого интереса, а чем больше индивид знаком с предметом, тем более его интересуют частности и нюансы;
—когда субъект вообще не знаком с каким-либо вопросом, последующее восприятие предмета обычно сильно обусловливается первичным сообщением о нем;
—известию, полученному первым, гораздо больше доверяют, чем всем полученным в дальнейшем;
—люди обычно преувеличивают информационную ценность событий, подтверждающих их гипотезу, и недооценивают информацию, противоречащую ей;
—человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слушающие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают — 60%, в памяти же у них остается от 10 до 25%;
—чтобы партнер смог воспринять передаваемую информацию, необходимо постоянно повторять ему главенствующие там мысли и положения;
—чем лучше мы осознаем предмет беседы, тем легче ее запоминаем;
—«средний человек» удерживает в памяти не более четверти того, что было сказано ему лишь пару дней назад;
—лучше всего память работает между 8—12 часами утра и после 9 часов вечера, хуже всего — сразу после обеда;
—лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько хуже — первая, тогда как средняя — чаще всего забывается;
—память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит, и 10% из того, что он слышит;
—прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше, чем законченные;
—слишком значительный объем наличной информации сбивает с толку и препятствует ее переработке;
—интеллект лучше всего работает в положении человека сидя, хуже— стоя, совсем плохо — лежа;
—пожилые люди лучше всего соображают утром, молодые — вечером;
—люди, как правило, умнее и расчетливее в 8 часов утра;
—стоящий человек имеет некое психологическое преимущество над сидящим;
—взаимодействуя в условиях большого шума, необходимо смотреть на говорящего, использовать лишь хорошо знакомые слова, слегка растягивать слоги, глаголы типа «запрещаю» ставить в начале фразы, типа «разрешаю» — в ее конце;
—мысль изменяется в зависимости от слов, которыми она передается;
—иначе расставляемые слова приобретают другой смысл, иначе расставляемые мысли произведут другое впечатление;
—при импульсивном эмоциональном реагировании обычно понимается не более чем треть от воспринимаемой информации, поскольку возникающий при этом стресс готовит для активного ответа тело (выбрасыванием в кровь адреналина, активизацией дыхания и пульса, задействованием резервов сахара и жира...), блокируя «ненужную» работу мозга;
—женщина рассматривает разговор как способ установления контакта, высказывания чувств или симпатий-антипатий, а главное, как способ поиска решения различных проблем;
—мужчины больше любят говорить о собственных успехах, чем слушать о чужих, а женщины — наоборот;
—мужчина озабочен личным статусом во мнении окружающих и смотрит на общение как на возможность обмена информацией, а не переживаниями; он жаждет утвердить здесь свою собственную независимость;
—женщины ориентируются на внутреннее содержание (мысли, намерения, чувства и отношения) беседы, усматривая всевозможные намеки во всяких безобидных репликах; они верят словам обычно больше, чем поступкам.
СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕНИЯ ВО ВРЕМЯ БЕСЕДЫ
Любая беседа слагается из многочисленных элементов, зависящих от внешних обстоятельств и сцепленных продуманной стратегией. Различные аспекты эффективного общения представлены в разделах, обрисовывающих вербовку п методы воздействия на человека, здесь же мы приведем лишь некие ориентирующие рекомендации.
Готовясь к беседе, примите во внимание, что:
—необходимо превосходно ориентироваться в той проблеме, которую вы собираетесь серьезно обсуждать; воздерживайтесь от необоснованных суждений;
—располагаясь за столом друг против друга, вы создаете атмосферу конкуренции, снижая этим шансы на успех переговоров;
—ненужное присутствие незаинтересованных лиц и всякие непредусмотренные отвлечения (звонок по телефону, внезапный шум, случайный посетитель...) мешают доверительному общению, ломая устанавливаемый вами настрой беседы;
—сидящий человек обычно откровеннее стоящего, но если поручается задание, рассчитанное на решительность и быстроту, — пусть визави всегда стоит;
—желая, чтобы собеседник запомнил некоторый факт, подайте ему эту информацию в самом начале разговора, если же вы хотите, чтобы он нечто сделал, — оставьте просьбу на конец беседы. •
Общаясь с человеком, осознавайте, что:
—люди нередко начинают мыслить лишь в тот момент, когда они заговорят;
—чем меньше у партнера уверенности в себе, тем больше он расхаживает вокруг да около, пока решится и приступит к главному;
—с взволнованным и возбужденным человеком нет смысла говорить по-деловому;
—опасно поддаваться влиянию эмоций собеседника, иначе можно утерять весь смысл сообщения;
—испытывая прессинг спешки или сильнейшего желания отправиться в туалет, субъект оказывается не в состоянии разумно мыслить;
— прикидываясь, будто мы попали в расставленную нам ловушку, мы проявляем истинно изысканную хитрость, поскольку облапошить человека легче всего тогда, когда он хочет
обмануть нас.
Рассчитывая получить какую-либо информацию, не забывайте, что:
—в ответе на фактическое утверждение партнер сообщает больше сведений, чем отвечая на обычный вопрос;
—для женщин характерно восприятие мелких событий как крупных;
—ошеломляя человека, иной раз удается получить довольно неожиданные материалы;
—перемежая своей фразой «не может быть» высказывания партнера, вы провоцируете его на откровенность: «люди только тогда сообщают интересующие нас сведения, когда мы им противоречим.»;
—если создать убедительное впечатление, что ведаете гораздо больше собеседника, последний сам расскажет все, что знает;
—выслушивая эмоциональные слова и выражения, вникайте в их реальный смысл, а не оформление;
—у всех так называемых закрытых вопросов (то есть требующих простых— «да» или «нет») есть свойство нарушать ход мыслей говорящего, а потому предпочитайте им открытые вопросы;
—открытые вопросы хороши при положительном либо нейтральном отношении собеседника, когда вам требуются дополнительные сведения или необходимо прояснить реальные мотивы и позиции объекта; поскольку инициатива здесь передается партнеру, следите, чтобы он не захватил контроль над ходом всей беседы.
Для сохранения нужной вам доброжелательности визави полезно знать, что:
—субъекта можно привести в хорошее расположение духа, пойдя ему на некие уступки, которые, по существу, заметно меньше, чем кажутся на первый взгляд;
—при всяком подходящем случае активно признавайте правоту партнера, что может быть полезно даже тогда, когда он в чем-то неправ;
—чем критичнее к себе вы отнесетесь при ошибке, тем более обезоруживает противника;
—учтивость обхождения не приуменьшит ясности ни просьбы, ни приказа, но явно воспрепятствует возникновению у партнера подспудного сопротивления;
—весьма нехорошо на атмосферу делового разговора воздействует презрительное отметание аргументов собеседника без всякого желания понять их настоящий смысл;
—когда высказывается всецело неприемлемая для вас позиция, не стоит отвергать ее огульно, лучше сказать, что вам она пока что непонятна.
Выстраивая композицию контакта, учитывают, что:
—в выборе тактики и техники беседы надо учитывать своеобразие мышления собеседника и его психофизические особенности (к примеру, женщине целесообразно показать, что сделано, а не как делается);
—в любом общении надобно предусмотреть как «взлеты» (с концентрацией внимания визави), так — и «спады» (для организации и закрепления его мыслей и ассоциаций) разговора;
—беседу следует периодически перемежать обоснованными паузами, чтобы давать возможность передохнуть и закрепить достигнутое;
—умело расставляемые паузы иной раз могут оказать заметно большее влияние, чем общий поток слов;
—темп подачи материала и размещение остановок определяются с учетом психологии партнера, при этом наиболее эффективен «квантовый» (то есть дозируемыми порциями) посыл фактуры;
—не очень приятные моменты и факты желательно чередовать с благоприятными, а начало и конец беседы должны быть несомненно позитивными;
—по мере приближения к завершению насыщенность контакта чаще всего рекомендуется повысить;
—желательно не допускать впечатления, что собеседник сдался или заметно отступил от собственных позиций.
Желая убедить партнера в чем-то:
— старайтесь выявить у собеседника все пункты внутреннего колебания или же те, где разыгрывается борьба мотивов, и именно на них сконцентрируйте свое воздействие;
—воздействуйте лишь теми аргументами, какие человек способен воспринять;
—не ограничивайтесь голым приведением фактов и доводов, а четко раскрывайте весь их смысл;
—сначала попытайтесь дать ответ на аргументы визави, а после уж высказывайте собственные доводы;
—не игнорируйте противные резоны, а, загодя предполагая их, продумайте свои контраргументы;
—всегда имейте про запас один хороший аргумент на тот случай, если объект в момент принятия решения вдруг станет колебаться;
—полезно придавать отдельным утверждениям форму нейтрального вопроса (иной раз риторического, а то и на обдумывание...), тогда ваш визави не ощутит стороннего давления и связанного с ним глубинного контекста и сможет воспринять подобную подачу как собственное мнение;
—воздерживайтесь от вопросов, на которые собеседник может ответить «нет» (когда субъект публично сообщил о своем мнении, он становится довольно стойким ко всем последующим атакам на него...);
—склоняя человека на свою сторону, смотрите ему между глаз и представляйте именно ту реакцию, которую вы ожидаете от собеседника;
—не отступайте до тех пор, пока партнер неоднократно и отчетливо не повторит решительное «нет»;
—отслеживайте невербальные реакции объекта, подстраивая собственное поведение к его психическому состоянию (так, если визави заинтересовался предлагаемой проблемой, он вынет сигарету изо рта или склонит голову набок; теряя интерес к беседе, он станет разрисовывать бумагу либо забросит ногу на подлокотник кресла; в момент принятия решения партнер поглаживает подбородок, а оказавшись в затруднении и неуверенности, — почесывает ухо, щеку или нос, а также потирает глаза...).
В манипулировании фактами используют такие способы, как:
—замешивание клеветы на правде;
—подсовывание ложного факта или намека к сообщению о реальных событиях;
—отвлечение внимания (игрою на эмоциях или побочной фактурой...) от важных данных;
—подмена фактов эмоциями;
—выстраивание ложных выводов из верных фактов;
—ложные обобщения (общие выводы на частном факте);
—пренебрежение временными и логическими связями между фактами;
—использование многозначных слов;
—ложные ссылки на авторитеты;
—игра на ассоциациях («почтение к науке»...);
—игра на самолюбии («как вы, конечно, знаете...»).
Чтобы рассеять решимость объекта и помешать ему принять нежелательное для вас решение, используют нетактичные приемы, такие, как:
—опаздывание на встречу;
—насмешки, оскорбления, обвинения;
—демонстративное пренебрежение;
—сообщение чего-то неприятного;
—разыгрывание «непонимания»;
—давление «нехваткой времени»;
—ошеломление напором;
—установление нереальных сроков;
—затягивание переговоров...
Когда по позе человека вам станет совершенно ясно, что он намеревается окончить разговор, берите инициативу в свои руки и первым предложите завершить контакт, поскольку это позволяет сохранить психологическое преимущество и ваш контроль над ситуацией.
ТОЧНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ПАРТНЕРА ПО ОБЩЕНИЮ
Люди, как правило, высказывают одно, а думают совсем другое, поэтому очень важно понимать их истинное состояние.
При передаче информации лишь 7% от нее сообщается посредством слов (вербально), 30% выражается звучанием голоса (тональностями, интонацией...) и более 60% идет по прочим невербальным (взгляд, жесты, мимика...) каналам.
Для правильного понимания говорящего оценивать произносимое желательно в неразрывной связи слов, речи, мимики и других «сопроводителей» общения, доводя свое восприятие до некоторой завершенности.
Испытываемые в душе эмоции люди обычно выражают:
—конвенциально (стандартно принятым в данной среде общения способом);
—спонтанно (непроизвольно).
Когда партнер стремится не выдать то, как он относится к сообщаемому, все может ограничиться простым конвенциальным невербальным намеком, бывающим иной раз истинным, но чаще дезориентирующим.
Люди нередко взвешивают свои слова и контролируют мимику, однако человек способен следить одновременно не более чем за двумя-тремя из всех рождаемых внутри реакций. Благодаря такой «утечке информации» при наличии у вас соответствующих знаний и опыта имеется возможность выявлять те чувства и стремления, которые объект предпочел бы утаить. Непроизвольно возникающие у людей реакции сугубо индивидуальны и хорошо читаются лишь при отменном знании партнера. Непонимание сего момента способно привести к фатальному самообману в познании другого человека.
Оценивая персональную экспрессию, в учет берут не только врожденные различия, но и влияние традиций, воспитания, среды и общей жизненной культуры.
Осознавать желательно как фоновое состояние (настроение) индивида, так и его реакцию на некий появляющийся стимул (зондаж, поступок, ситуацию...).
Значительно отчетливее, чем у мужчин, просматриваются наличествующие эмоции у женщин, которые обычно (хотя и не всегда) легко читаемы.
Успешность в сокрытии своих чувств зависит от натуры человека(холерику это труднее, чем флегматику), сопутствующих обстоятельств (затрагиваемости, неожиданности...) и опыта воспринимающего.
При стимулировании личных чувств для большей убедительности все экспрессивные средства обычно применяют в избытке. Не забывайте этот факт, оценивая искренность других людей и пробуя изображать свои переживания.
Эмоциями человека повелевает правое из полушарий мозга, а логикой и речью — левое. Вдобавок каждое из этих полушарий координирует свою всегда разноименную сторону тела. Поэтому все то, что человек старается продемонстрировать другим, отображается на правой половине его тела, а то, что он в реальности переживает, — на левой.
Переживания, возникающие в душе какого-либо человека, высвечиваются в его облике и движениях вполне определенным образом, и то, как это происходит, мы здесь подробно рассмотрим.
МИМИКА
Под действием испытываемых индивидом чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур, которые определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать.
Об искренности человеческих эмоций обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как, чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины.
Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень крат-ковременна (доли секунды...) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна порядочная практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие...) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение...). Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно (усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, ну а скривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке...).
Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:
—чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;
—кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;
—улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;
—улыбка при опушенных бровях — выказывание превосходства;
—улыбка без подъема нижних век — неискренность;
—улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.
—Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:
—радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;
—интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;
—счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;
—удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;
—отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;
—презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова поднята словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;
—страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции...); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;
—гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;
—стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;
—скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.
Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.
ВЗГЛЯД И ГЛАЗА
Откровенно говорят о внутренних переживаниях человека его глаза — недаром опытные «игроки» пытаются скрывать их выражение за стеклами темных очков.
Людей обычно выдают:
—какие-либо изменения в обычном выражении глаз — возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;
—непроизвольные движения глаз (заметно «бегающие глаза») — тревога, стыд, обман, страх, неврастения;
—блестящий взгляд — горячка, возбуждение;
—остекленелый взгляд — чрезвычайная слабость;
—увеличение зрачков — ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов, принятие чего-либо, но также и сильное страдание; употребление некоторых лекарств и наркотиков (марихуаны, кокаина...);
—сужение зрачков — накатывание раздражения, злобы, ненависти, исходных отрицательных эмоций, неприятие чего-либо; действие определенных наркотиков (морфия, героина...);
—сумбурные движения зрачков — знак опьянения (чем больше таковых движений, тем человек пьянее);
—усиленное моргание — возбуждение, обман.
Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения, с близкого расстояния; женщины при этом проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины.
В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.
Субъект, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения, либо нечестен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.
Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:
—отсутствующий взгляд — сосредоточенное размышление;
—переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок — падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера;
—настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) — признак враждебности и явного желания доминировать;
—настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) — знак сексуальной заинтересованности;
—отвод и опускание взгляда — стыд, обман;
—взгляд сбоку — недоверие;
—взгляд то отводится, то возвращается назад — отсутствие согласия, недоверие.
ПОЗА И ЕЕ ДЕТАЛИ
Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности.
Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида.
Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:
—руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен — чувство уверенности в себе и превосходства над другими;
—корпус подан вперед, руки (подбоченясь) на бедрах — уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;
—стояние, опираясь руками о стол или стул, — ощущение неполноты контакта с партнером;
—руки с расставленными локтями заведены за голову — осознание превосходства над другими;
—закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов — знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;
—высовывание больших пальцев рук из карманов — знак превосходства;
—скрещенные конечности — скептическая защитная установка;
—не скрещенные конечности и расстегнутый пиджак — установка доверия;
—наклон головы в сторону — пробуждение интереса;
—наклон головы вниз — отрицательное отношение;
—легкий наклон головы назад — знак агрессивности;
—сидение на кончике стула — готовность вскочить в любой момент, чтобы либо уйти, либо действовать в создавшейся ситуации, либо унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору;
—закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди — знак «отключения» от разговора;
—забрасывание ноги на подлокотник кресла (сидя на нем) — пренебрежение к окружающим, потеря интереса к разговору;
—скрещенные лодыжки у сидящего — сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние;
—положение (сидя или стоя) с ногами, ориентированными на выход, — явное желание прекратить разговор и уйти;
—частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость — внутреннее беспокойство, напряженность;
—вставание — сигнал о том, что некое решение принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало;
—сцепленность пальцев рук — разочарование и желание скрыть отрицательное отношение (чем выше расположены при этом руки, тем сильнее негатив);
—кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не соприкасаются — знак превосходства и уверенности в себе и в своих словах;
—руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены перед ртом — скрывание своих истинных намерений, игра с партнером в кошки-м