Инсу ким Берг сформулировала три “философских” правила терапии, фокусированной на решении:
1. Не чините то, что не сломано. Определение того, что “не сломано” очень субъективно и психотерапевт должен обладать очень широкими взглядами относительно того, что “подходит” и “не подходит”, так как многие отличия связаны с отличиями в культуре и образе жизни.
2. Узнав, что работает, делайте это ещё. Увеличить период существующего успеха намного легче, чем овладевать новыми и непривычными формами поведения.
3. Если что-то не подходит, то не повторяйте это опять. Делайте что-нибудь другое. народная мудрость гласит: ”если не добился успеха, делай новые попытки”, оставляя выбор между упорством и поиском новых путей.
Собственный опыт обучения краткосрочной позитивной психотерапии позволяет сформулировать три “напутствия” начинающим работать в данной манере:
1. Улыбайтесь вместе с клиентом.
2. Усилия по “дизайну” при введении техник всегда полезны. Они не могут быть избыточными.
|
|
3. Не экономьте на похвалах. Выражайте одобрение каждому движению пациента в сторону решения.
Литература
1. Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия. (Терапия, фокусированная на решении). - СПб., 1996.
2. Бараш Б.А. Третья революция в психотерапии. - обозрение психиатр. и мед. психологии им.В.М.Бехтерева, 1993, №2, с.48-57.
3. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. - М., 1993.
4. De Shazer S. Keys to solution in brief therapy. - New York., 1985.
5. Furman B., Ahola T. Solution Talk. Hosting Therapeutic Conversations. - New York. London, 1992.
6. Kim Berg I. Family Preservation. - London., 1991.
7. Kim Berg I., Miller S.D. Working With the Problem Drinker. A Solution-Focused Approach. - New York. London, 1992.
Приложение
Возможности представленного в пособии позитивного подхода во внеклинической сфере иллюстрируют два случая из практики Л.Горюновой - психолога центра творческого развития детей “Талант”(Санкт-Петербург).
* * *
Саша, шестилетний мальчик, убегал из детского сада во время прогулки, каждый раз убеждая кого-то из своих друзей следовать за ним. Ни убеждение, ни угроза наказания со стороны родителей и воспитателей не давали результата.
В разговоре с психологом мальчик держался легко и свободно и перечислил множество причин, побудивших его к побегу:
- заставляют есть и спать;
- не дают играть в игрушки;
- заставляют заниматься;
- и даже “жестоко обращаются”.
Особое внимание психолога привлекло ещё одно его объяснение: “Я просто хотел попутешествовать”. Тогда она предположила: “Наверно, в тебе живёт маленький путешественник?” Мальчику это объяснение понравилось и после заинтересованного разговора о дальних путешествиях он согласился, что маленький путешественник не может путешествовать без взрослых.
|
|
С тех пор Саша не убегал из детского сада.
* * *
Мама, обратившаяся за консультацией к психологу, рассказала, что у неё нет эмоционального контакта с дочерью и она боится, что в будущем между ней и дочерью “образуется пропасть”. В беседе выяснилось, что дочери 3,5 года (!), мама год назад разошлась с мужем и была вынуждена переехать к своим родителям, которые её жалеют и считают неудачницей.
Прежде всего Л.Горюнова предложила ограничиться сначала только обсуждением поведения дочери и путей изменения отношений с ней, а анализ причин проблемы и переживаний мамы пока отложить. Мама с готовностью и большим облегчением согласилась.
В последующей беседе она рассказала о тех случаях, когда она и дочь чувствовали себя счастливыми и подробно описала своё поведение в отношении дочери, приводившее к этим счастливым минутам.
Тогда была выработана договорённость, что мама попробует повторить такое поведение и специально вызывать эмоционально тёплую реакцию дочери.
Уже через неделю, убедившись в том, что это ей легко удаётся и девочка радостно и охотно отзывается на такое её поведение, мама сказала, что проблема полностью решилась. И хотя у неё есть некоторые сложности, она чувствует в себе силы справиться с ними.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................................. 3
Основные положения краткосрочной
позитивной психотерапии............................................... 6
Схема (основные блоки) психотерапевтического
взаимодействия в краткосрочной позитивной
психотерапии.................................................................... 15
Работа с проблемой............................................. 16
Работа с целью..................................................... 29
Работа с ресурсами.............................................. 35
Работа с социальной сетью................................ 46
Работа с объяснениями....................................... 50
Заключение....................................................................... 59
Литература....................................................................... 60
Приложение.......................................................... 61
Автор:
Ялов Анатолий Михайлович - кандидат психологических наук, доцент кафедры медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. Проводит обучение по групповой психотерапии, клиент-центрированной терапии К.Роджерса, психодраме и краткосрочной позитивной психотерапии, которые являются сферой его практических и научных интересов.
Издательская лицензия ЛР №040759 от 26.04.96