Декоративно-прикладное искусство.
Новые черты ярко проявились в художественном ремесле, развитие которого было тесно связано с осознанием эстетической выразительности трудовых процессов. Чувство закономерности, присущей реальному миру, выражается в архитектонической ясности форм предметов быта, в их гармоничной целостности, в ритмической мерности орнамента, выявляющей его структуру.
В основе орнамента лежит условно-схематическая передача явлений природы и стремление обобщить, абстрагировать наблюдения реальных образов. Простейший орнамент появляется как след от плетения, обмазанного глиной. В дальнейшем этот мотив сменяется рисунком. Возникают геометрические узоры, покрывающие сосуды и другие предметы быта.
Переход к земледелию и скотоводству способствует более систематическому наблюдению жизни природы; создается возможность для восприятия выразительности формы, ритма, симметрии, которые образуют основу композиции орнамента.
Трипольские сосуды (4—3 тысячелетия до н. э., юго-запад европейской части Украины, России и территория ряда Балканских стран) - орнаментально-керамических изделия различной формы, с орнаментом, нанесенным белой, черной или красной краской. Характерные мотивы орнамента: параллельные полосы, двойные спирали, обегающие сосуд, зигзаги, концентрические круги и т. д., имеющие разнообразное смысловое значение. Из повторения одних и тех же геометрических знаков возникает правильный и сложный орнаментальный узор, линии которого в бронзовый век приобретают большую гибкость и упругость. В орнамент включаются схематизированные изображения людей и животных, фольклорные образы, сохраняющие значение и в дальнейшем.






