Скульптура

В эпоху верхнего палеолита развивается резьба на камне, кости, дереве, а также круглая пластика. Древнейшие статуэтки животных — медведей, львов, лошадей — отличаются точным воспроизведением основных объемов, фактуры шерсти и т. д. С культом «прародительницы» и «владычицы стихии» связаны статуэтки, изображающие тучных обнаженных женщин, иронически названных «венерами».

Женская статуэтка из Виллендорфа, Австрия (ил. 2). В период матриархата женщине, хозяйке жилища и хранительнице домашнего очага, принадлежало главное место в общественной жизни. Художник подчеркивал в ее образе черты матери, воплощая в ней единство родового коллектива, то, что было тогда значимо. Массивные тяжеловесные женские статуэтки наделены пластической выразительностью и монументальностью. В фигурах с повышенной экспрессивностью выявлены градации объемов, их ритмическое чередование, черты человеческого лица не изображались, внимание сосредоточивалось на биологических особенностях тела.

В своей основе искусство палеолита наивно реалистично. В этом проявились его сила и слабость. Ему свойственны могучее стихийное чувство жизни, мужественность и простота. В то же время его отличает известная узость содержания, младенческая примитивность чувств и сознания, развивающегося в непосредственной слитности с ограниченной практической деятельностью. Человек не познал еще самого себя и чаще всего обращался к животному. В отношении человека к миру преобладало инстинктивное начало, его разум только пробуждался, а жизненные наблюдения сочетались с фантастикой, магией. Проявляя зоркость по отношению к отдельным предметам, первобытный человек еще не мог охватить цельную картину мира, обобщить и связать явления между собой и природой. Он не владел композицией, не давал развернутого сюжета, не чувствовал пространства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: