| Архитектура | |
| Мастаба | усыпальница, «мнимый дом» умершего |
| Пирамида фараона Джосера в Саккаре (28 в. до н. э.), Зодчий Имхотеп | в высоту более 60 м и состояла из семи убывающих кверху мощных каменных ступеней посреди сложного ансамбля дворов и храмов |
| Пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина (28 в. до н. э) в Гизе | суровы и строги. Огромная масса пирамид, сложенных из мощных каменных блоков, подчинена чрезвычайно простой и ясной мысли идея бессмертия, мощи и деспотизма неограниченной власти фараонов. |
| Пирамида Хеопса | Её высота 146,6 м, длина стороны основания — 233 м. сложена из двух миллионов трехсот тысяч блоков весом каждый от 2,5 до 30 тонн, облицована гладкими известняковыми плитами |
| фигура сфинкса, стоящая на пути к пирамиде Хефрена, | Высеченный из массива единой скалы, сфинкс с широко открытым взглядом, устремленным в пространство, не видящим ничего земного, словно утверждал идею вечного покоя противостоящих векам гробниц |
| Скульптура | |
| Писец Каи (середина 3 тысячелетия до н. э., Париж, Лувр) | статуя сидящего с поджатыми ногами, выполненная из известняка, с внимательным взглядом больших, словно жаждущих приказа блестящих глаз и плотно сжатыми губами, поражает остро выраженной портретностью |
| Вельможа Каапер (середина 3 тысячелетия до н. э., Каир, Музей) | деревянная статуя, опирающегося на посох и величественно несущего свое тучное тело, отличается такой правдивостью и индивидуализацией, что рабочие, нашедшие ее при раскопках, прозвали статую «сельским старостой» |
| Рахотеп и его супруга Нофрет (начало 3 тысячелетия до н. э., Каир, Музей) | парная статуя. Они сидят на жестких кубических тронах с прямыми спинками, разъединенные друг от друга не только расстоянием, но и направлением взглядов, устремленных прямо перед собой. По традиции, мужская статуя раскрашена красно-коричневой краской, женская — желтоватой, волосы — черной, одежды — белой. |
| Фараон Хафра (Хефрен) (первая половина 3 тысячелетия до н. э., Каир, Музей) | властный, застывший в гордом величии под охраной сокола — Гора, распростершего над ним свои жесткие крылья |
| Рельефы | |
| Зодчий Хесир (начало 3 тысячелетия до н. э., Каир, Музей) | деревянном рельефе, изображающий, весь облик — могучие плечи, развернутые по традиционной схеме во всю ширь, узкие бедра, показанные в профиль, густая грива волос, смелое и гордое лицо — усиливает ощущение необычайной внутренней силы этого человека, красоту и ритмичность его упругого движения. Тонкая моделировка еле уловимых объемов придает рельефу особую завершенность, смягчает жесткость силуэта |
| Рельеф из мастабы Ахутхотепа | фризовое развитие сюжета, повторение одинаковых идущих вереницей фигур расположенных друг под другом, как строчка за строчкой, дает почувствовать медлительную плавность и значительность торжественного шествия, ритмическую красоту ритуального танца |
| РОСПИСИ | |
| Росписи гробницы в Медуме «Гуси»(начало 3 тысячелетия до н. э., Каир, Музей) | В росписях стен применялись обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на сухую поверхность. Часто специальные углубления заполнялись цветными пастами, похожими на инкрустацию. Обобщенные контурные линии подчеркивали плоскость стены, монументальную целостность ансамбля |
| Художественное ремесло | |
| мелкая раскрашенная пластика | |
| Ювелирные изделия | из драгоценных камней— малахита, бирюзы и сердолика, деревянная мебель, украшенная золотом, сочетали яркую красочность с гармонией и строгой простотой форм |
| голова сокола, увенчанная царственной короной | выполненная из золота и черного обсидиана, отполированные куски которого дают ощущение живых и ярких птичьих глаз |






