| Архитектура | Особое значение в Среднем царстве приобрели мощные колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворы, а также колоссальные каменные статуи правителей, как бы вышедших из темноты храмов и охраняющих их. Нововведением были пилоны — две мощные башни с узким проходом посредине, являющиеся своеобразным рубежом на пути людей, вступающих в храм |
| Усыпальница-храм Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри | попытка, соединить храм с пирамидой, положила начало крупным храмовым ансамблям,расположенная среди диких гор, усыпальница с двумя террасами и широким пандусом (постепенным пологим подъемом), увенчанная пирамидой |
| Скульптура | Усилилась резкая властность черт лиц правителей, величавая ясность образов Древнего царства сменилась напряженностью, словно за внешне спокойной оболочкой пробудился более сложный мир чувств, передача возрастных особенностей |
| Портретная голова Сенусерта III (19 в. до н. э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей) | с глубоко запавшими глазами, резкими дугами бровей и обострившимися скулами, выделенными блеском гладко отполированного темного обсидиана, свидетельствует об усложнении человеческого образа. Сильнее подчеркнуты контрасты света и тени, горькие складки пролегают по сторонам рта |
| Портретная голова Аменемхета III (19 в. до н. э., Каир, Музей) | ощущаются та же сила в лепке лица и интерес к передаче характера человека |
| рельефы | изменения в схемах построения рельефов новые сюжеты занимают все более важное место в искусстве, наполняют его все большей конкретностью |
| Рельефы гробницы номарха Среднего царства Сенби в Меире (20 в. до н. э.) | сцены охоты, звери показаны свободнее и живее, чем прежде, фигуры зверей не располагаются строго по фризам, но свободно размещены в пейзаже. Сцены жизни людей того времени: сбор папируса, ремесленники за работой |
| Росписи | попытки преодолеть старые композиционные схемы: фризы сменяются более свободно сгруппированными сценами, краски становятся нежнее и прозрачнее |
| Росписи гробницы Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в. до н. э.) | одна из самых замечательных росписей в искусстве Среднего Египта — сцена охоты на берегах Нила, Дикая кошка |
| Художественное ремесло | |
| Мелкая пластика | Раскрашенные по слою грунта деревянные статуэтки повествовательны, как и живопись. Нарядные женщины, несущие жертвоприношения к храму, булочники, выпекающие хлеба, крестьяне за вспашкой земли, чиновники, считающие скот,— таковы сюжеты этих достигающих подчас подлинного изящества статуэток. |
| фаянсовые сосуды | Яркие, бирюзовых и синих тонов |
| фаянсовые фигурки животных | применялась подглазурная роспись |






