ТРОЯ
| Одним из древнейших центров эгейской культуры была легендарная Троя, воспетая в эпосе Гомера
|
Архитектура
| остатки крепостных стен, бастионов, зданий, некогда образовывавших единый архитектурный комплекс
|
Художественное ремесло
|
|
Клад Приама (так называемый)
| многочисленные золотые и серебряные изделия декоративно-прикладного и ювелирного искусства
|
КРИТ
| города: Кносс, Фест
|
Архитектура
| В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы
|
Кносский дворец -создавался в течение нескольких столетий; (главное строительство относится к 16 в. до н. э.
| выделялся своими масштабами (площадь примерно 16 тыс. кв. м) и свободной усложненной планировкой. Его тронный зал был украшен эмблемой в виде двусторонней секиры-лабриса, священной на Крите, поэтому дворец стали называть Лабиринтом. (Впоследствии лабиринт — нарицательное название построек с запутанной планировкой.) В центре его находился обширный прямоугольный двор, имевший, очевидно, обрядовое назначение. Ко двору со всех сторон примыкали помещения с верандами, галереями, бассейнами, колоннадами, лестницами и пандусами. Многие из них были расположены на разных уровнях: неравномерное освещение с помощью световых колодцев
|
Иррациональная колонна
| В построении дворцовых интерьеров существенную роль играли деревянные колонны, получившие название иррациональных. Ствол колонн утолщался кверху, где он завершался капителью в виде круглого валика и лежащей на нем квадратной плиты. Покрытые зигзагообразными узорами, колонны усиливали впечатление живописного и динамичного решения пространства.
|
Живопись
| Исполненные по сырой штукатурке росписи в виде фризов или панелей заполняли стены Кносского дворца. В росписях преобладали яркие и светлые краски. Декоративность соединяется в них со свежестью восприятия мира. Однако общий характер критской живописи не выходит за границы древневосточной торжественности и зрелищности, сохраняя свойственную Древнему Востоку плоскостность и узорчатость
|
«Дамы в голубом» (середина 2 тысячелетия до н. э., Гераклейон, Музей)
| росписи в помещении царицы встречаются изображения нарядных женщин, принимающих участие в празднествах, оживленно беседующих. Они в открытых, узорчатых платьях, их пышные прически украшены жемчугом
|
«Парижанка», так называемая
| живым и задорным дан образ молодой девушки в профиль, с огромным сверкающим черным глазом
|
Акробаты, прыгающие через быка (16 в. до н. э., Гераклейон, Музей)
| Свободно переданы стремительные движения юношей. Бык принадлежал к наиболее почитаемым животным на Крите. Изображение быка встречается и в критской скульптуре
|
Скульптура
|
|
Мелкая пластика
| фигурки животных, статуэтки изящных женщин со змеями в руках из цветного фаянса и слоновой кости, олицетворяющие богиню растительности, покровительницу всего живого
|
Художественное ремесло
| керамические вазы
|
вазы из пещеры Камарес (ок. 1800 г. до н. э., Гераклейон, Музей)
| разнообразных форм и расцветок, покрытые черным лаком, по которому нанесены белой, желтой и красной краской геометрические и растительные орнаменты в виде спиралей, зигзагов, розеток, лепестков
|
Ваза с тюльпаном из Филакопи (середина 2 тысячелетия до н. э., Афины, Национальный музей)
| лиловой поверхностью и белыми лилиями по ней
|
Ваза из Гурнии (середина 2 тысячелетия до н. э., Гераклейон, Музей) (ил. 19)
| Волнистые колеблющиеся линии подчеркивают текучесть ее формы, плавные закругленные контуры приведены в соответствие с очертаниями изображенного на ней осьминога
|