| ТРОЯ | Одним из древнейших центров эгейской культуры была легендарная Троя, воспетая в эпосе Гомера |
| Архитектура | остатки крепостных стен, бастионов, зданий, некогда образовывавших единый архитектурный комплекс |
| Художественное ремесло | |
| Клад Приама (так называемый) | многочисленные золотые и серебряные изделия декоративно-прикладного и ювелирного искусства |
| КРИТ | города: Кносс, Фест |
| Архитектура | В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы |
| Кносский дворец -создавался в течение нескольких столетий; (главное строительство относится к 16 в. до н. э. | выделялся своими масштабами (площадь примерно 16 тыс. кв. м) и свободной усложненной планировкой. Его тронный зал был украшен эмблемой в виде двусторонней секиры-лабриса, священной на Крите, поэтому дворец стали называть Лабиринтом. (Впоследствии лабиринт — нарицательное название построек с запутанной планировкой.) В центре его находился обширный прямоугольный двор, имевший, очевидно, обрядовое назначение. Ко двору со всех сторон примыкали помещения с верандами, галереями, бассейнами, колоннадами, лестницами и пандусами. Многие из них были расположены на разных уровнях: неравномерное освещение с помощью световых колодцев |
| Иррациональная колонна | В построении дворцовых интерьеров существенную роль играли деревянные колонны, получившие название иррациональных. Ствол колонн утолщался кверху, где он завершался капителью в виде круглого валика и лежащей на нем квадратной плиты. Покрытые зигзагообразными узорами, колонны усиливали впечатление живописного и динамичного решения пространства. |
| Живопись | Исполненные по сырой штукатурке росписи в виде фризов или панелей заполняли стены Кносского дворца. В росписях преобладали яркие и светлые краски. Декоративность соединяется в них со свежестью восприятия мира. Однако общий характер критской живописи не выходит за границы древневосточной торжественности и зрелищности, сохраняя свойственную Древнему Востоку плоскостность и узорчатость |
| «Дамы в голубом» (середина 2 тысячелетия до н. э., Гераклейон, Музей) | росписи в помещении царицы встречаются изображения нарядных женщин, принимающих участие в празднествах, оживленно беседующих. Они в открытых, узорчатых платьях, их пышные прически украшены жемчугом |
| «Парижанка», так называемая | живым и задорным дан образ молодой девушки в профиль, с огромным сверкающим черным глазом |
| Акробаты, прыгающие через быка (16 в. до н. э., Гераклейон, Музей) | Свободно переданы стремительные движения юношей. Бык принадлежал к наиболее почитаемым животным на Крите. Изображение быка встречается и в критской скульптуре |
| Скульптура | |
| Мелкая пластика | фигурки животных, статуэтки изящных женщин со змеями в руках из цветного фаянса и слоновой кости, олицетворяющие богиню растительности, покровительницу всего живого |
| Художественное ремесло | керамические вазы |
| вазы из пещеры Камарес (ок. 1800 г. до н. э., Гераклейон, Музей) | разнообразных форм и расцветок, покрытые черным лаком, по которому нанесены белой, желтой и красной краской геометрические и растительные орнаменты в виде спиралей, зигзагов, розеток, лепестков |
| Ваза с тюльпаном из Филакопи (середина 2 тысячелетия до н. э., Афины, Национальный музей) | лиловой поверхностью и белыми лилиями по ней |
| Ваза из Гурнии (середина 2 тысячелетия до н. э., Гераклейон, Музей) (ил. 19) | Волнистые колеблющиеся линии подчеркивают текучесть ее формы, плавные закругленные контуры приведены в соответствие с очертаниями изображенного на ней осьминога |






