Эллинистическая Греция

Скульптура

Эллинистическая Греция утратила свою ведущую экономическую и политическую роль.

«Ника Самофракийская» (хранится в Париже, в Лувре) (ил. 44) -один из самых замечательных памятников эпохи. Статуя была поставлена на острове Самофракия в честь морской победы в 306 г. до н. э. над Птолемеем. Дошедшая сильно поврежденной, статуя богини победы поражает огромной жизненной силой. Весь ее облик — мощная стройная фигура, уверенно устремленная против порывистого ветра, про­тив могучих волн, каждая складка трепещущей одежды — полон ликую­щего чувства победы.

Мраморный нос корабля, на который как бы слетала Ника, служил ей постаментом. В древности статуя стояла на вершине скалы. О ее подно­жие с шумом разбивались волны, морской ветер звенел, и, казалось, раз­вевал складки плаща богини. За влажными одеждами ощущалось ее силь­ное прекрасное тело, и словно торжествующие крылья из гордого мрамора вырисовывались на фоне лазурного неба. Неразрывно связанная с окру­жающим пейзажем, статуя требовала обхода ее со всех сторон. Каждая из точек зрения давала новый аспект выражения монументального, глу­боко патетического жизнеутверждающего образа.

Статуя Афродиты Милосской (Париж, Лувр), скульптор Александра (или Агесандра, предположительно относящаяся к 3—2 вв. до н. э.) (ил. 47) -наиболее близка к традициям искусства высокой классики. Огромна сила эстетического воздействия этого идеально прекрасного образа, где обобщенные массы и контуры сочетаются сточной модели­ровкой.

Возвышенная красота Афродиты Милосской, поразительное мастерство обработки мрамора связывают ее с самыми прогрессивными тради­циями классики. Но богатство пластического решения, контраст обнажён­ного тела и драпировок ее одежды, усиливающих монументальность фигу­ры, и, главное сама постановка фигуры в винтообразном движении, с лег­ким наклоном торса порождены новым временем.

Важный шаг по сравнению с классикой делает искусство эллинизма в области портрета. Сохраняя свойственные классическому периоду прин­ципы типизации, художники значительно сильнее индивидуализируют черты внешнего облика и душевного состояния модели.

Т ак называемый Сенека (3—2 вв. до н. э., Неаполь, На­циональный музей) -образ неизвест­ного философа, дан в момент остроэмоционального напряжения, разрывающего трагический надлом, характеризующий не только героя, но и кризисный дух эпохи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: