Скульптура
Эллинистическая Греция утратила свою ведущую экономическую и политическую роль.
«Ника Самофракийская» (хранится в Париже, в Лувре) (ил. 44) -один из самых замечательных памятников эпохи. Статуя была поставлена на острове Самофракия в честь морской победы в 306 г. до н. э. над Птолемеем. Дошедшая сильно поврежденной, статуя богини победы поражает огромной жизненной силой. Весь ее облик — мощная стройная фигура, уверенно устремленная против порывистого ветра, против могучих волн, каждая складка трепещущей одежды — полон ликующего чувства победы.
Мраморный нос корабля, на который как бы слетала Ника, служил ей постаментом. В древности статуя стояла на вершине скалы. О ее подножие с шумом разбивались волны, морской ветер звенел, и, казалось, развевал складки плаща богини. За влажными одеждами ощущалось ее сильное прекрасное тело, и словно торжествующие крылья из гордого мрамора вырисовывались на фоне лазурного неба. Неразрывно связанная с окружающим пейзажем, статуя требовала обхода ее со всех сторон. Каждая из точек зрения давала новый аспект выражения монументального, глубоко патетического жизнеутверждающего образа.
Статуя Афродиты Милосской (Париж, Лувр), скульптор Александра (или Агесандра, предположительно относящаяся к 3—2 вв. до н. э.) (ил. 47) -наиболее близка к традициям искусства высокой классики. Огромна сила эстетического воздействия этого идеально прекрасного образа, где обобщенные массы и контуры сочетаются сточной моделировкой.
Возвышенная красота Афродиты Милосской, поразительное мастерство обработки мрамора связывают ее с самыми прогрессивными традициями классики. Но богатство пластического решения, контраст обнажённого тела и драпировок ее одежды, усиливающих монументальность фигуры, и, главное сама постановка фигуры в винтообразном движении, с легким наклоном торса порождены новым временем.
Важный шаг по сравнению с классикой делает искусство эллинизма в области портрета. Сохраняя свойственные классическому периоду принципы типизации, художники значительно сильнее индивидуализируют черты внешнего облика и душевного состояния модели.
Т ак называемый Сенека (3—2 вв. до н. э., Неаполь, Национальный музей) -образ неизвестного философа, дан в момент остроэмоционального напряжения, разрывающего трагический надлом, характеризующий не только героя, но и кризисный дух эпохи.