Высокая классика - 450—410-е годы до н. э

Афины в период правления Перикла переживают «золотой век» своего экономического, политического и культурного развития время расцвета всех видов искусства наиболее гармоничного воплощения эстетических идеалов классики
Архитектура  
Афинский акрополь Планировка и постройка Акрополя были выполнены под общим руководством величайшего скульптора Греции — Фидия выражал идею (впервые в истории Греции)общеэллинского единства, могущества и величия Афинской державы, пронизан благородной красотой, спокойно-торжественным величием, ясным чувством меры и гармонии. В нём располагались основные святилища афинян.
Храм Храм возникал там, где ему было словно приготовлено место самой природой, и вместе с тем его спокойные, строгие формы, исполненные гармонией пропорции, светлый мрамор колонн, яркая раскраска противопоставляли храм природе, утверждали превосходство — разумно созданного человеком сооружения над окружающим миром
Пропилеи (437—432 гг. до н. э., архитектор Мнесикл) служившие входом на Акрополь, в них находились библиотека. Обращенную к городу дорическую колоннаду Пропилеи обрамляли два неравных, но взаимно уравновешенных крыла здания
Храм Ники Аптерос, (между 449—421 гг. до н. э., архитектор Калликрат) примыкает к правому, меньшему крылу Пропилей. Этот небольшой по размерам, кристально ясный по форме храм, словно отделившись от общего массива холма, первым встречал процессию. Четыре стройные ионические колонны на каждой из двух коротких сторон храма (по типу — амфипростиля) придавали зданию характер спокойного изящества.
Парфенон(447—438 гг. до н. э.) были Иктин и Калликрат, скульптуру выполняли Фидий и его помощники (ил. 32) главный храм Акрополя (храм Афины, богини мудрости и покровительницы Афин, там же помещалась казна) виден с угла от Пропилей.Это дает возможность одновременно охватить взглядом западный фасад и длинную (северную) сторону периптера. Праздничное шествие двигалось вдоль северной колоннады Парфенона к его главному восточному фасаду.Гармоническое совершенство пропорций, прекрасная соразмерность частей, правильно найденные масштабы здания и по отношению к холму Акрополя и по отношению к человеку. это дорический периптер с восьмью колоннами на коротких и семнадцатью на длинных сторонах. Черты дорического и ионического ордеров сливаются в органичное целое
Эрехтейон, 421— 406 гг. до н. э. (илл. 38)— асимметричное здание, сооруженное на Акрополе неизвестным мастером изящество и свобода композиции, Посвященный Афине и Посейдону, Эрехтейон отличается живописной трактовкой архитектурного целого, контрастным сопоставлением архитектурных и скульптурных форм, дает множество точек зрения. Его планировка учитывает неровность почвы. Храм состоит из двух находящихся на разных уровнях помещений. С трех сторон он имеет портики разной формы, в том числе знаменитый портик кор (кариатид) на южной стене. Ощущение праздничной легкости и стройности от всего здания вызвано применением ионического ордера и прекрасно использованными контрастами легких портиков и глади стен
Скульптура  
Фидий Скульптурное убранство Парфенона создавалось под руководством и при участии Фидия.
Статуя Афины Промахос («Воительницы»), созданная Фидием семиметровая, бронзовая, с позолоченным острием копья, блеск которого был виден издалека, эта статуя была своеобразной вертикальной осью всего ансамбля Акрополя
Статуя Афины Девы (Парфенос, скульптор Фидий двенадцатиметровая, находившаяся в наосе Парфенона.Величавому покою Афины противостояла динамика рельефа, покрывающего ее щит, с изображением полной бурного движения сцены битвы греков с амазонками (легендарными девами-воительницами). Среди сражающихся греков Фидии изобразил самого себя и Перикла. За эту дерзкую затею, он был обвинен в безбожии. Статуя Афины Парфенос была выполнена из золота и слоновой кости в так называемой хрисоэлефантинной технике (основа статуи — деревянная, одежда и волосы покрыты тонкими листами золота, лицо, руки, ступни ног — пластинками слоновой кости)
Восточный фронтон Парфенона: рождение Афины из головы Зевса, круг Фидия представлен весь Олимп. Фидий отказывается от построения симметричной композиции и вертикально стоящих центральных фигур. Прямая связь с ритмом колонн, которую получала при таком решении композиция олимпийского фронтона, была заменена более сложной
Три мойры, богини судьбы, дочери богини Ночи, круг Фидия (Лондон, Британский музей) (ил. 34) однииз самых совершенных творений высокой классики. Непринужденное благородство движений этих фигур подчеркнуто красотой ниспадающих складок, за которыми ощущается богатейшая пластика живого человеческого тела. Гармония и величественность фронтонных скульптур Парфенона достигнуты отбором тонко прочувствованных естественных движений, свободной целесообразностью и единством композиций, прославляющих красоту и совершенство человека
Западный фронтон Парфенона, круг Фидия: — спор Афины с Посейдоном за обладание Аттической землей.  
Все девяносто две метопы Парфенона, круг Фидия были украшены мраморными горельефами, среди которых выделяются изображения битвы лапифов и кентавров (илл. 35). Это двухфигурные композиции, последовательно развертывающие перед зрителем сцены борьбы. Поражает разнообразие движений и неистощимое богатство их мотивов в каждой паре сражающихся. Композиция каждой метопы подчинена логике движения фигур и сцен в целом, и в то же время она соответствует пределам отведенного архитектурой пространства. Скульптура полностью осуществляет свои образные задачи и не разрушает при этом архитектурного целого.
Фриз, или зофор Парфенона с изображением праздничного шествия, посвященного Афине, круг Фидия (ил. 33) Сохранению плоскости стены способствует единое, направленное параллельно ей движение многочисленных фигур — участников шествия. На протяжении около 200 м фриза с рельефами, при размещении фигур на одном уровне, избежав монотонности и пестроты, создатели фриза передали все богатство и многообразие, величие и красоту народного шествия, его торжественную стройность. Здесь и юноши-всадники, и прекрасные девушки в длинных одеждах, и группа участников процессии с жертвенными животными. Волнообразный ритм движения пронизывает композицию
Фигуры богов над входом в храм, на восточной стороне фриза, круг Фидия смотрящие на торжественную процессию. Люди и боги изображены одинаково прекрасными. Дух гражданственности позволял афинянам гордо утверждать эстетическое равенство человека и богов
Поликлет в искусстве Поликлета проявился интерес к изображению спокойно стоящей фигуры
«Дорифор», («Копьеносец»),скульптор Поликлет, бронза - ок. 440 г. до н. э., Неаполь, Национальный музей) (ил. 30) героико-монументальный характер. Хиазм – перенос веса тела на одну ногу, передача естественного движения покоя: всей тяжестью тела Дорифор опирается на правую ногу, левая, отставленная назад, касается земли только, пальцами. Равновесие фигуры достигнуто тем, что приподнявшемуся правому бедру соответствует опущенное правое плечо и, наоборот, опустившемуся левому бедру — приподнятое левое плечо, то есть движение горизонтальных осей тела компенсирует друг друга. Такая система, построения человеческой фигуры определяет жизненность статуии в то же время ее мерный ритмический строй
«Канон» - теоретический трактат Поликлета разрабатывает систему идеальных пропорций и законов симметрии, по которым должно строиться изображение человека. Это привело к утверждению известной нормативности и несколько тяжеловесных пропорций фигуры. Под конец жизни скульптор отошел от своего «Канона»
«Диадумен», скульптор Поликлет (ок. 420 г. до н. э., Афины, Национальный музей) юноша, увенчивающий себя повязкой победителя, отличается более изящными и стройными пропорциями, большей одухотворенностью и мягкостью выражения, которые предвосхищают искусство поздней классики
К концу 5 в. до н. э. в искусстве высокой классики происходят значительные изменения; черты утонченного лиризма и интимности начинают вытеснять монументально героические образы.
«Ника, развязывающая сандалию» (ок. 409 г. до н. э., Афины, Музей Акрополя) и другие мраморные рельефы балюстрады храма Ники Аптерос на Акрополе Эти тенденции нашли выражение в. Лиризм рельефа рождается из совершенства пропорций, изящной естественности движения, выявленной текучими линиями складок одежды. Кратковременность остановки склонившейся фигуры богини подчеркивает ту живую естественность и легкость движения, которые противостоят величавомупокою образов высокой классики
ВАЗопись В эпоху высокой классики вазопись, как и во времена архаики, разви­валась в тесном взаимодействии с монументальной живописью и скульптурой. В ней появилось больше героических изображений на мифологи­ческие темы.
«Кратер из Орвьето» (ок. 450 г. до н. э., Париж, Лувр) (ил. 22)  
ЖИВОПИСЬ  
Полигнот самое значительное, из сохранившихся имён выдающихся жи­вописцев. Полигнот работал в середине 5 в. до н. э. Исторические и мифологические темы живописи Полигнота близки тематике скульптурных фронтонов и рельефов («Битва греков с амазонками», «Битва при Марафоне» и др.). По характеру испол­нения они близки росписям на вазах. Художник употреблял только четы­ре краски: белую, желтую, красную и черную. Согласно описаниям цвет в композициях Полигнота носил характер раскраски, но рисунок отли­чался совершенством.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: