| Искусство этого времени пронизано напряженными поисками реалистического изображения человека, обобщающих типических образов и в первую очередь правдивой передачи движения. Оно обращается к сценам реальной жизни, решает задачу построения групповых композиций и проблему синтеза скульптуры и архитектуры.
|
Архитектура
| Наибольшее распространение в архитектуре ранней классики получают храмы дорического ордера, соответствующие духу гражданственности, героики полиса. В каждом из них сильнее проявляются черты индивидуализации.
|
Храм Посейдона в Пестуме (вторая четверть 5 в. до н. э.)
| егоотличают строгая пропорциональность, равновесие могучих героизированных форм
|
Храм Зевса в Олимпии (середина 5 в. до н. э.)
| выглядитболее праздничным благодаря скульптурному убранству был
|
Скульптура
| В монументальной скульптуре, которая была достоянием всего коллектива свободных граждан, в статуях, стоявших на площадях или украшавших храмы, ярче всего проявился гражданственный эстетический идеал.
|
Фронтонные группы храма Афины Афайи на острове Эгине (ок. 490 г. до н. э., Мюнхен, Глиптотека), реставрированы датским скульптором Торвальдсеном в начале 19 в. (ил. 25)
| Композиции обоих фронтонов построены на основе зеркальной симметрии, что придавало им черты орнаментальности. На западном фронтоне, лучше сохранившемся, изобра В центре — фигура богини Афины жена борьба греков и троянцев за тело Патрокла. В фигурах воинов нет архаической фронтальности, их движения реальнее и разнообразнее, чем в архаике, но развертываются строго по плоскости фронтона. Каждая отдельная фигура достаточно жизненна, но на лицах сражающихся и раненых воинов архаическая улыбка — признак условности несовместимый с изображением напряженности и драматизма битвы. Большей свободой деталей и реалистической точностью в трактовке тела и передаче движении обличаются статуи восточного фронтона (фигура Геракла)
|
Группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона (ок. 477 г. до н. э., Неаполь, Национальный музей), скульпторы - Критий и Несиот.
| Здесь впервые в монументальной скульптуре дано построение группы, объединенной действием, сюжетом. Единая направленность движений и жестов героев, разящих тирана, создает впечатление художественной цельности группы, ее композиционной и сюжетной законченности. Однако движения трактованы еще довольно схематично, лишены драматизма лица героев
|
«Дельфийский возничий» (ок. 470 г. до н. э., Дельфы, Музей)
| рождение идеала гармонично развитого человека раскрывается в данном скульптурном образе. Образ победителя на состязаниях дан обобщенно и просто. Он исполнен сурового спокойствия и величия духа. Все детали выполнены с большой жизненностью, они подчинены строгому построению целого
|
Статуя «Зевса Громовержца» (ок. 460 г. до н. э., Афины, Национальный музей)
| в нейгероический идеал ранней классики получил свое воплощение
|
«Победительница в беге» (вторая четверть 5 в. до н. э., Рим, Ватикан)
| решена проблема движения
|
«Мальчик, вынимающий занозу» (вторая четверть 5 в. до н. э., Рим, Палаццо Консерватории)
| на смену угловатой резкости ранних классических статуй приходит строго гармоничное единство, передающее впечатление естественности и свободы
|
«Трон Людовизи» (ок. 470 г. до н. э., Рим, Музей Терм) (ил. 28)
| В мифологических образах прежде всего раскрывается идеал силы и красоты реального человека.Ясная гармония форм и пропорций, спокойная естественность движений присущи этим фигурам
|
Фронтонные группы храма Зевса в Олимпии (468—456 гг. до н. э., Олимпия, Музей)
| Порывая с принципами архаической условности, симметрии, они пошли от жизненных наблюдений. Расположение фигур в обоих фронтонах определяется смысловым содержанием. Восточный фронтон храма Зевса посвящен миф о состязании на колесницах Пелопса и Эномая, положившему якобы начало Олимпийским играм. Пять центральных фигур, стоящих в свободных позах словно отвечают ритму колонн, над которым возвышаются. Каждый герой выступает как личность, как сознательный участник общего действия, таковы и входящие в боковые группы фронтона «Возничий» и «Юноша, вынимающий занозу»
Реалистический характер пластикиособенно наглядно раскрывается в композиции западного фронтона, представляющей битву лапифов с кентаврами. Композиция полна движения, свободна от симметрии, но строго уравновешена. Не повторяя одна другую, группы взаимно уравновешены и по общей массе и по интенсивности движений. Фигуры борющихся точно вписаны в пологий треугольник фронтона, причем напряжение движений возрастает к углам фронтона по мере удаления от спокойно стоящего, сдержанно властного Аполлона,
|
| Образ гражданина — атлета и воина становится центральным в искусстве классики. Пропорции тела и многообразные формы движения стали важнейшим средством характеристики. Постепенно и лицо изображаемого человека освобождается от застылости и статичности. Но нигде еще типическое обобщение не сочетается с индивидуализацией образа. Личное своеобразие человека, склад его характера не привлекали внимание мастеров ранней греческой классики. Создавая типический образ человека-гражданина, скульптор не стремился к раскрытию индивидуального характера. В этом заключалась и сила и ограниченность реализма греческой классики.
|
Мирон из Элевтер
| Поиск героических, типически-обобщенных образов, Стремясь к единству гармонически прекрасного и непосредственно-жизненного, он освободился от последних отзвуков архаической условности.
|
«Дискобол» (ок. 450 г. до н. э., Рим, Музей Терм) (ил. 29)
| Несмотря на напряжение, которое пронизывает фигуру, статуя производит впечатление устойчивости. Это определяется выбором момента движения — его кульминационной точки. Несмотря на сложность движения, в статуе «Дискобола» сохраняется главная точка зрения, позволяющая сразу увидеть все образное ее богатство
|
Скульптурная группа «Афина и Марсий» (середина 5 в. до н. э., Франкфурт; Рим, Лютеранский музей)
| Афина и Марсий — характеры прямо противоположные. Движение стремительно откинувшегося назад Силена грубо и резко. Его сильное тело лишено гармоничности. Лицо с выпуклым лбом и приплюснутым носом уродливо. Властное, сдержанное движение Афины полно естественного благородства. Гнев выдают лишь презрительно полуопущенные губы и суровый взгляд. Голова Афины — пример слияния в скульптурной форме физической и духовной красоты человека. Скульптура образно утверждает идею превосходства разума над стихийными инстинктивными силами
|
ВАЗопись
краснофигурная
| По мере нарастания реалистических тенденций в греческом искусстве в вазописи наблюдается стремление к преодолению плоскостности и условности, что приводит к вытеснению в начале 5 в. до н. э. чернофигурной вазописи более реалистической краснофигурной.
|
Килик для вина «Последствия симпосия», вазописец Бриг (ок. 480 г. до п. э., Вюрцбург, Университет)
| живописец Бриг украсил жанровой сценой: девушка поддерживает голову юноши, злоупотребляющего вином
|