Ранняя классика - 490—450-е годы до и. в

  Искусство этого времени пронизано напряженными поисками реалистического изображения человека, обобщающих типических образов и в первую очередь правдивой передачи движения. Оно обращается к сценам реальной жизни, решает задачу построения групповых композиций и проблему синтеза скульптуры и архитектуры.
Архитектура Наибольшее распространение в архитектуре ранней классики получают храмы дорического ордера, соответствующие духу гражданственности, героики полиса. В каждом из них сильнее проявляются черты индивидуализации.
Храм Посейдона в Пестуме (вторая четверть 5 в. до н. э.) егоотличают строгая пропорциональность, равновесие могучих героизированных форм
Храм Зевса в Олимпии (середина 5 в. до н. э.) выглядитболее праздничным благодаря скульптурному убранству был
Скульптура В монументальной скульптуре, которая была достоянием всего коллектива свободных граждан, в статуях, стоявших на площадях или украшавших храмы, ярче всего проявился гражданственный эстетический идеал.
Фронтонные группы храма Афины Афайи на острове Эгине (ок. 490 г. до н. э., Мюнхен, Глиптотека), реставрированы датским скульптором Торвальдсеном в начале 19 в. (ил. 25) Композиции обоих фронтонов построены на основе зеркальной симметрии, что придавало им черты орнаментальности. На западном фронтоне, лучше сохранившемся, изобра В центре — фигура богини Афины жена борьба греков и троянцев за тело Патрокла. В фигурах воинов нет архаической фронтальности, их движения реальнее и разнообразнее, чем в архаике, но развертываются строго по плоскости фронтона. Каждая отдельная фигура достаточно жизненна, но на лицах сражающихся и раненых воинов архаическая улыбка — признак условности несовместимый с изображением напряженности и драматизма битвы. Большей свободой деталей и реалистической точностью в трактовке тела и передаче движении обличаются статуи восточного фронтона (фигура Геракла)
Группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона (ок. 477 г. до н. э., Неаполь, Национальный музей), скульпторы - Критий и Несиот. Здесь впервые в монументальной скульптуре дано построение группы, объединенной действием, сюжетом. Единая направленность движений и жестов героев, разящих тирана, создает впечатление художественной цельности группы, ее композиционной и сюжетной законченности. Однако движения трактованы еще довольно схематично, лишены драматизма лица героев
«Дельфийский возничий» (ок. 470 г. до н. э., Дельфы, Музей) рождение идеала гармонично развитого человека раскрывается в данном скульптурном образе. Образ победителя на состязаниях дан обобщенно и просто. Он исполнен сурового спокойствия и величия духа. Все детали выполнены с большой жизненностью, они подчинены строгому построению целого
Статуя «Зевса Громовержца» (ок. 460 г. до н. э., Афины, Национальный музей) в нейгероический идеал ранней классики получил свое воплощение
«Победительница в беге» (вторая четверть 5 в. до н. э., Рим, Ватикан) решена проблема движения
«Мальчик, вынимающий занозу» (вторая четверть 5 в. до н. э., Рим, Палаццо Консерватории) на смену угловатой резкости ранних классических статуй приходит строго гармоничное единство, передающее впечатление естественности и свободы
«Трон Людовизи» (ок. 470 г. до н. э., Рим, Музей Терм) (ил. 28) В мифологических образах прежде всего раскрывается идеал силы и красоты реального человека.Ясная гармония форм и пропорций, спокойная естественность движений присущи этим фигурам
Фронтонные группы храма Зевса в Олимпии (468—456 гг. до н. э., Олимпия, Музей) Порывая с принципами архаической условности, симметрии, они пошли от жизненных наблюдений. Расположение фигур в обоих фронтонах определяется смысловым содержанием. Восточный фронтон храма Зевса посвящен миф о состязании на колесницах Пелопса и Эномая, положившему якобы начало Олимпийским играм. Пять центральных фигур, стоящих в свободных позах словно отвечают ритму колонн, над которым возвышаются. Каждый герой выступает как личность, как сознательный участник общего действия, таковы и входящие в боковые группы фронтона «Возничий» и «Юноша, вынимающий занозу» Реалистический характер пластикиособенно наглядно раскрывается в композиции западного фронтона, представляющей битву лапифов с кентаврами. Композиция полна движения, свободна от симметрии, но строго уравновешена. Не повторяя одна другую, группы взаимно уравновешены и по общей массе и по интенсивности движений. Фигуры борющихся точно вписаны в пологий треугольник фронтона, причем напряжение движений возрастает к углам фронтона по мере удаления от спокойно стоящего, сдержанно властного Аполлона,
  Образ гражданина — атлета и воина становится центральным в искусстве классики. Пропорции тела и многообразные формы движения стали важнейшим средством характеристики. Постепенно и лицо изображаемого человека освобождается от застылости и статичности. Но нигде еще типическое обобщение не сочетается с индивидуализацией образа. Личное своеобразие человека, склад его характера не привлекали внимание мастеров ранней греческой классики. Создавая типический образ человека-гражданина, скульптор не стремился к раскрытию индивидуального характера. В этом заключалась и сила и ограниченность реализма греческой классики.
Мирон из Элевтер Поиск героических, типически-обобщенных образов, Стремясь к единству гармонически прекрасного и непосредственно-жизненного, он освободился от последних отзвуков архаической условности.
«Дискобол» (ок. 450 г. до н. э., Рим, Музей Терм) (ил. 29) Несмотря на напряжение, которое пронизывает фигуру, статуя производит впечатление устойчивости. Это определяется выбором момента движения — его кульминационной точки. Несмотря на сложность движения, в статуе «Дискобола» сохраняется главная точка зрения, позволяющая сразу увидеть все образное ее богатство
Скульптурная группа «Афина и Марсий» (середина 5 в. до н. э., Франкфурт; Рим, Лютеранский музей) Афина и Марсий — характеры прямо противоположные. Движение стремительно откинувшегося назад Силена грубо и резко. Его сильное тело лишено гармоничности. Лицо с выпуклым лбом и приплюснутым носом уродливо. Властное, сдержанное движение Афины полно естественного благородства. Гнев выдают лишь презрительно полуопущенные губы и суровый взгляд. Голова Афины — пример слияния в скульптурной форме физической и духовной красоты человека. Скульптура образно утверждает идею превосходства разума над стихийными инстинктивными силами
ВАЗопись краснофигурная По мере нарастания реалистических тенденций в греческом искусстве в вазописи наблюдается стремление к преодолению плоскостности и услов­ности, что приводит к вытеснению в начале 5 в. до н. э. чернофигурной вазописи более реалистической краснофигурной.
Килик для вина «Последствия симпосия», вазописец Бриг (ок. 480 г. до п. э., Вюрцбург, Университет) живописец Бриг украсил жанровой сценой: девушка поддерживает голову юноши, злоупотребляющего вином

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: