| Архитектура | В эпоху архаики греческий ордер сложился в двух вариантах — дорическом и ионическом, что соответствовало двум местным направлениям в искусстве. Дорический ордер был связан с областями материковой Греции, ионический — с культурой островной и малоазийской Греции |
| «Базилика» в Пестуме (середина 6 в. до н. э.) | в нём подчеркнуты мощь и устойчивая сила, но еще не найдено четкое соотношение сторон |
| Храм Аполлона в Коринфе (середина 6 в. до п. э.) | ему присуща строгая соразмерность частей |
| Храм Артемиды в Эфесе | ионические храмы этого времени были роскошнее по отделке, больше по размерам |
| Скульптура | Выдвижение в качестве героя наряду с богами также и человека — атлета и воина — свидетельствовало о том, что скульптура приобретала общественно-воспитательное значение |
| статуи богов | Вплоть до середины 6 в. до н. э. - мало расчлененные, строго фронтальные, словно застывшие в торжественном покое |
| Статуя «Артемида» с острова Делос (ок. 650 г. до н. э., Афины, Национальный музей) | имели религиозно-магическое значение и еще напоминающие «ксоаны» гомеровской эпохи |
| Гера» с острова Самос (ок. 560 г. до н. э., Париж, Лувр) | появляется большая пластичность форм, подчеркнутых мягкими, плавными линиями силуэта, складками драпировок. Художник правильно устанавливает пропорции женской фигуры, различает характер тяжелых и плотных тканей вверху и тонких прозрачных внизу |
| курос | образ человека в статуях героев, а позже воинов,в образах типического характера, органически объединял в них частное и общественное, жизненное и идеальное. Совершенство человека раскрывалось через целомудренное изображение здоровой наготы, прославляющей природное начало. Образ куроса — сильного мужественного героя или воина — был порожден развитием гражданского самосознания человека. Статуи куросов служили надгробиями, ставились в честь победителей состязаний. Выдвижение в качестве героя наряду с богами также и человека — атлета и воина — свидетельствовало о том, что скульптура приобретала общественно-воспитательное значение. Куросы исполнены энергии и жизнерадостности, обычно они изображены идущими или шагнувшими. |
| Курос Метрополитен-музея в Нью-Йорке (ок. 600 г. до н. э.) (ил. 23) | наиболее ранние по времени статуи куросов отличаются резкой и грубоватой трактовкой форм, строгой фронтальностью и застылостью фигуры |
| «Аполлон Птойос», 6 в. до н. э., Афины, Национальный музей | так называемая «архаическая улыбка»носит условный характер, и все же она выражает состояние жизнерадостности и уверенности, которыми был проникнут весь образный строй статуи |
| «Аполлон Тенейский», середина 6 в. до н. э., Мюнхен, Глиптотека | иногда улыбка придает куросам несколько манерный облик |
| Статуя богини победы Ники с острова Делос (Афины, Национальный музей), выполненной в первой половине 6 в. до н. э. мастером Апхермом | проявляется стремление к передаче человеческого тела в движении. Однако движение богини, так называемый «коленопреклоненный бег», было столь же условным, как и «архаическая улыбка» |
| Статуи прекрасных девушек (кор) | найденные на Акрополе. Их стройные фигуры правильны по пропорциям, нежные лица оживлены ясными, чуть удивленными улыбками. Тщательно отделанные складки одежды и пряди волос словно струятся в плавном и разнообразном ритме. Они оживляют своим движением фигуры и придают праздничный вид этим статуям |
| «Девушка в пеплосе» (540—530 гг. до н. э., Афины, Музей Акрополя) (ил. 26) | Статуи кор как бы подводят итог художественному развитию архаики. Представление о ценности человеческой личности раскрывается в них не столько пластическими средствами, сколько декоративным характером целого, подчеркнутым изяществом силуэтов |
| ВАЗопись чернофигурная вазопись | Развитие вазовых росписей шло от схематичных, отвлеченно-декоративных изображений к композиции сюжетного характера. Подчас смелые реалистические искания художников вазописцев опережали развитие других видов искусства и открывали для них новые пути. |
| Кратер «Ваза Франсуа», мастера - Клитий и Эрготим, ок. 560 г. до н. э., Флоренция, Археологический музей) (ил. 21) | иногда для достижения большей выразительности черные силуэты процарапывались либо покрывались тонкими белыми линиями, подчеркивающими отдельные детали |
| Килик с изображением Диониса в ладье, живописц Эксекий (после 540 г. до н. э., Мюнхен, Музей античного прикладного искусства) (ил. 24) | Прославленным живописцем середины 6 в. до н. э. был Эксекий. Его роспись отличается поэтичностью, тонким чувством ритма и совершенством композиции, которая органически связана с назначением и формой сосудов |






