Стартерные аккумуляторные батареи

На машине установлены две кислотные аккумуляторные батареи типа 6СТЭН-140М. Они размещены в аккумуляторном отсеке (рис. 237) в кормовой части десантного отделения за топливным баком. Общее на­пряжение батарей 24 В, емкость 140 А·ч, соединение — последова­тельное.

На машинах выпуска до 1 сентября 1969 г. аккумуляторные бата­рея установлены не рядом, а одна над другой.

Аккумуляторная батарея состоит из шести аккумуляторов (банок), остановленных в общем ящике и соединенных последовательно с по­мощью межаккумуляторных соединений 9 (рис. 238). Каждый аккуму­лятор состоит из соединенных в полублоки положительных 17 и отрицательных 14 пластин,

помещенных в эбонитовый бачок, заполненный электролитом. Между пластинами проложены сепараторы 16, которые предназначены для предотвращения контакта между пластинами. Осно­вой пластин является свинцовая решетка, в ячейки которой вмазана активная масса, изготовленная из свинцовых окислов, обработанных электрохимическим путем. После обработки на положительных пласти­нах образуется двуокись свинца, а на отрицательных — губчатый ме­таллический свинец.

В качестве электролита используется водный раствор серной кис­лоты. Сверху бачки закрыты крышками 10 с тремя отверстиями. Цен­тральное отверстие — заправочное — закрыто пробкой 5 с вентиляцион­ным отверстием, через два других проходят полюсные выводы 12 по­лублоков. Между крышкой и стенками устанавливается уплотнительная прокладка. По краям крышка залита кислотоупорной мастикой. Для защиты пластин и сепараторов от механических повреждений в каждом

аккумуляторе вставлен предохранительный эбонитовый щиток 13. Сни­зу полублоки пластин опираются на четыре выступа (призмы) 15, вы­полненные на днище банок. Выводные зажимы 7 батареи соединены с крайними полюсными выводами 12 и с помощью болтов и гаек соеди­няются с наконечниками электропроводов. Сверху ящик батареи покрыт кислотостойким лаком. Для защиты выводов имеется пластмассовая коробка 3. Аккумуляторная батарея усилена двумя ленточными стяж­ками 11, проходящими между бачками. Перенос батареи осуществляет­ся с помощью ручек 5.

Работа аккумулятора заключается в том, что накопленная при за­рядке электрическая энергия отдается во внешнюю цепь. При разрядке аккумулятора двуокись свинца на положительной и губчатый свинец на отрицательной пластинах превращаются в сульфат свинца. При этом образование сульфата происходит за счет электрохимического взаимо­действия активной массы пластин с серной кислотой, в результате чего плотность электролита уменьшается. Количество электрической энергии, которое может накопить и отдать аккумулятор, зависит от количества активной массы, которая участвует в электрохимической реакции.

Призарядке под действием электрического тока, протекающего че­рез пластины и электролит, происходит обратное превращение сульфата свинца в двуокись свинца на положительных пластинах и губчатый свинец на отрицательных. При этом плотность электролита повышается. Зарядка считается законченной, когда плотность электролита перестает повышаться, напряжение стабилизируется и наблюдается сильное га­зовыделение.

Обслуживание аккумуляторных батарей:

При контрольном осмотре проверить степень заряженности аккумуляторных батарей и напряжение по вольтамперметру.

При ежедневном техническом обслуживании и техническом обслуживании №1 и 2:

— проверить крепление аккумуляторных батарей и проводов к зажимам;

— очистить зажимы от грязи и пыли;

— проверить, нет ли течи электролита;

— проверить уровень электролита не реже чем один раз в 15 дней летом и 30 дней зимой;

— проверить плотность электролита не реже чем один раз в 30 дней;

— очистить отверстия пробок батарей;

— проверить состояние ящиков, клемм и мастики.

Один раз в год аккумуляторные батареи должны пройти контроль­но-тренировочный цикл (КТЦ) согласно Руководству по стартерным свинцово-кислотным аккумуляторным батареям (изд. 1974 г.).




double arrow
Сейчас читают про: