Обонятельный

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ

ВИЗУАЛЬНЫЙ

СЛУХОВОЙ ИЛИ АУДИАЛЬНЫЙ

ВКУСОВОЙ

ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ


Ясно, что последние два представляют для нас меньший интерес, так как они не связаны непосредственно с нашей темой.

Остановимся на первых трех каналах более подробно, покажем их специфику и установим типы аудитории, которые реагируют на тот или иной канал.

Как правило, у человека развиты все три канала, хотя некоторые могут быть предпочтительнее. Трудность публичного общения заключается в том, что аудитория состоит из людей, у которых эти каналы развиты в разных пропорциях. Поэтому искусный выступающий должен обладать арсеналом средств воздействия на каждый из каналов по отдельности и в совокупности.

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ КАНАЛ ВИЗУАЛЬНЫЙ КАНАЛ АУДИАЛЬНЫЙ КАНАЛ  
- связан с ощущениями, вызванными движениями тела. Применительно к нашей теме, под ощущениями мы будем понимать эмоциональность речи, а под движениями - мимику и жесты, которые являются невербальными сигналами эмоций. Психологи установили, что эмоции, как определенное внутреннее состояние человека всегда имеют свое внешнее проявление. Это убедительно доказал отечественный психолог Л.С Выготский. «Умение владеть своими чувствами психологически не означает ничего другого, как уметь владеть их внешним выражением, то есть связанными с ними реакциями. Поэтому чувство побеждается только через овладение его двигательным выражением, и тот, кто научится не кривиться и не морщиться при отвратительном вкусе, победит и само отвращение. Отсюда та чрезвычайная власть над воспитанием чувств, которая принадлежит развитию сознательных движений и управлению ими». (Педагогическая психология. «Астрель», 2005 г) Эволюционно кинестетический канал первичен. Так, например, у детей он развивается до появления речи. - преобладает у людей с высшим обра­зованием. Аудитория «визуалов» - это: - менеджеры среднего звена, - специалисты, - эксперты и др. с хорошей профессиональной подготовкой. - преобладает в общении с элитар­ной аудиторией, то есть с интеллектуалами высокого уровня. Сюда относятся: - топ-менеджеры компаний, - инвесторы, - руководители правительства - международных организаций.    
особенности личности:    
«Визуалы» привыкли пристально разглядывать объект своего внимания. т.к. во время учебы читали много книг, чертили графики, писали формулы, работали на компьютере. Для них зрительная наглядность является первичной. Не случайно в советское время типичный интеллигент всегда носил очки. Их отличает высокая образованность и статусность, эмоциональная сдержанность и четкая продуманность речевого и неречевого поведения.    
Правила общения с «визуалами» аудиторией: При общении с «аудиалами» необходимо обращать внимание:    
- Поза или «стойка» фиксированы. Не случайно на конференциях, деловых презентациях говорящий занимает строго определенное место в зале или аудитории. - Внешний вид выступающего должен соответствовать определенному дресс-коду (то есть, одежда должна быть по­добрана заранее с учетом уровня и статуса мероприятия или по рекомендации принимающей стороны). - Глазной контакт. При общении с «визуалами» он имеет первостепенное значение. Очень важно, чтобы глаза не смотрели только вверх или вниз, не скользили по лицам присутствующих, а имели, так сказать, точечную индиви­дуальную фиксацию на отдельных людях. - Жестикуляция. В данном случае жесты характеризу­ются осознанностью, они выполняют риторическую функ­цию, то есть, существенно дополняют смысл высказывания, так как имеют самостоятельное значение. Эти жесты ставятся в результате обучения, их наличие повышает статусность выступающего и является признаком профессио­нализма в публичной речи. При их исполнении важна не столько динамика, сколько определенное замирание жеста с его фиксацией на финальной стадии, то есть «стоп-кадр». Жест сочетается с глазным контактом и имеет вполне кон­кретный адресат среди аудитории. - Поза или «стойка» должна быть зафиксирована. Это может быть трибуна или подставка для текста. - Внешний вид должен соответствовать установленному регламенту или протоколу. - Глазной контакт с дополнительной по времени фик­сацией на лицах людей с учетом их статуса. - Жестикуляция. Жесты и соответствующее им эмоцио­нальное состояние весьма сдержанно. Кинестетический ре­сурс уходит на второй план. - Голос. Основная нагрузка ложится на голос и его моду­ляции, которые передают оттенки эмоций. - Интонация и темпо-ритм речи. Интонация осознанно стандартизирована, большое внимание уделяется акцен­тированию речи, наличию пауз и вариациям темпа. Пред­почтительный темп - замедленный. - Орфоэпия и культура речи. Ударения в словах и про­изношение соответствуют литературной норме. Речь обла­дает определенной изысканностью, образностью с использованием выразительных средств языка.    
особенности личности:    
1. Возраст. Это молодые, эмоциональные и энергичные люди, а также люди преклонного возраста. Палитра эмоций и динамика движений будет различна. При выступлении перед подобной аудиторией нужно воздействовать на них с активным привлечением мимики и жестов и соответ­ствующих эмоций. Более энергичные жесты для молодых и более плавные - для пожилых. 2. Образование. Люди с невысоким уровнем образования обычно общаются с активным привлечением жестикуля­ции. Причем жесты эти не осознаны и являются сопровож­дением речи. При общении с такой аудиторией (рабочие, исполнители низшего звена) необходимо использовать ки­нестетический ресурс. 3. Эмоциональное состояние. Если аудитория испытыва­ет накал эмоций любой природы, будь то радость, страх, пе­реживания и т.д., независимо от социального статуса и уровня образования, ее аналитические способности вытесняются эмоциональным планом. Это могут быть фанаты са­мых разных ориентации: религиозных, спортивных, поли­тических. Выступающий в данном случае должен активно и сознательно привлекать ресурсы этого канала. 4. Толпа. При большом скоплении людей, например ми­тинг на площади, улице, стадионе индивидуальные особен­ности каждого человека нивелируются, а значение отдель­ной личности уменьшается. Рациональные призывы к та­кой аудитории не имеют никакой силы, к ней можно обра­щаться только образно и эмоционально. «Сцепление логи­ческих рассуждений совершенно непонятны толпе, вот по­чему... толпа... не подчиняется влиянию рассуждений. Тол­па, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам». «В коллективной душе интеллектуаль­ные способности индивидов и, следовательно, их индивиду­альность исчезают». (Г. Лебон «Психология народов и масс» в сб. «Психология толпы» ЭКСМО М., 2003, стр. 164, 194, 196). Здесь важен общий пафос выступления в соответствии с тем состоянием, в котором находится толпа.    
Полезные советы выступающему перед «кинестетиками»:    
- Поза или «стойка». Фиксация позы и места выступ­ления - не обязательна, кроме митингов, где существует трибуна. Выступающий может ходить и не сковывать себя в движениях. - Внешний вид. Дресс-код не важен, можно одеваться демократично, свободный стиль одежды. - Глазной контакт. Не имеет принципиального значе­ния. Можно смотреть вверх или вниз или скользить глаза­ми по лицам слушающих. - Жестикуляция. Свободные, бытовые, привычные для национальной и социальной культуры аудитории. Они называются «иллюстраторами», т.е. в буквальном смысле иллюстрируют смысл слов. Главное - это динами­ка жестов.    

Типы иллюстративных жестов:

- форма, размер

- направление и характер движения

- время и место

- ритм, настойчивость

- эмоции

Иллюстраторы общепонятны и являются невербальным подкреплением речи, делая ее более наглядной, вырази­тельной и эмоциональной.

Примерно таким образом, по мнению американских ис­следователей Гарибяна и Бердвистла, распределяется об­щий эффект от вербального и невербального воздействия при первом знакомстве с человеком. Иначе говоря, аудито­рия или ваш партнер в меньшей степени обращает внима­ние на те слова, которые вы говорите. Мнение о человеке складывается, прежде всего, на основе впечатления от его голоса и интонации, а также на основе анализа его телодви­жений (мимики и жестов).

Считается, что два последних аспекта более точно пере­дают внутреннее содержание личности говорящего (именно по ним ставится диагноз «качества» личности, то есть ее харизматичности).

Конечно, данная статистика не является аксиомой, но она заставляет нас задуматься о том, что даже хорошо со­ставленный текст выступления еще не гарантия успеха — необходимо задуматься о голосовом и жестовом сопровож­дении для создания надлежащего эффекта.

ПРАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАНАЛА ВОСПРИЯТИЯ»

Люди различаются по каналам восприятия.

В таблице «Кто я?» определите свои предпочтения по од­ному, двум или трем каналам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: