КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ
ВИЗУАЛЬНЫЙ
СЛУХОВОЙ ИЛИ АУДИАЛЬНЫЙ
ВКУСОВОЙ
ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ
Ясно, что последние два представляют для нас меньший интерес, так как они не связаны непосредственно с нашей темой.
Остановимся на первых трех каналах более подробно, покажем их специфику и установим типы аудитории, которые реагируют на тот или иной канал.
Как правило, у человека развиты все три канала, хотя некоторые могут быть предпочтительнее. Трудность публичного общения заключается в том, что аудитория состоит из людей, у которых эти каналы развиты в разных пропорциях. Поэтому искусный выступающий должен обладать арсеналом средств воздействия на каждый из каналов по отдельности и в совокупности.
КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ КАНАЛ | ВИЗУАЛЬНЫЙ КАНАЛ | АУДИАЛЬНЫЙ КАНАЛ | ||
- связан с ощущениями, вызванными движениями тела. Применительно к нашей теме, под ощущениями мы будем понимать эмоциональность речи, а под движениями - мимику и жесты, которые являются невербальными сигналами эмоций. Психологи установили, что эмоции, как определенное внутреннее состояние человека всегда имеют свое внешнее проявление. Это убедительно доказал отечественный психолог Л.С Выготский. «Умение владеть своими чувствами психологически не означает ничего другого, как уметь владеть их внешним выражением, то есть связанными с ними реакциями. Поэтому чувство побеждается только через овладение его двигательным выражением, и тот, кто научится не кривиться и не морщиться при отвратительном вкусе, победит и само отвращение. Отсюда та чрезвычайная власть над воспитанием чувств, которая принадлежит развитию сознательных движений и управлению ими». (Педагогическая психология. «Астрель», 2005 г) Эволюционно кинестетический канал первичен. Так, например, у детей он развивается до появления речи. | - преобладает у людей с высшим образованием. Аудитория «визуалов» - это: - менеджеры среднего звена, - специалисты, - эксперты и др. с хорошей профессиональной подготовкой. | - преобладает в общении с элитарной аудиторией, то есть с интеллектуалами высокого уровня. Сюда относятся: - топ-менеджеры компаний, - инвесторы, - руководители правительства - международных организаций. | ||
особенности личности: | ||||
«Визуалы» привыкли пристально разглядывать объект своего внимания. т.к. во время учебы читали много книг, чертили графики, писали формулы, работали на компьютере. Для них зрительная наглядность является первичной. Не случайно в советское время типичный интеллигент всегда носил очки. | Их отличает высокая образованность и статусность, эмоциональная сдержанность и четкая продуманность речевого и неречевого поведения. | |||
Правила общения с «визуалами» аудиторией: | При общении с «аудиалами» необходимо обращать внимание: | |||
- Поза или «стойка» фиксированы. Не случайно на конференциях, деловых презентациях говорящий занимает строго определенное место в зале или аудитории. - Внешний вид выступающего должен соответствовать определенному дресс-коду (то есть, одежда должна быть подобрана заранее с учетом уровня и статуса мероприятия или по рекомендации принимающей стороны). - Глазной контакт. При общении с «визуалами» он имеет первостепенное значение. Очень важно, чтобы глаза не смотрели только вверх или вниз, не скользили по лицам присутствующих, а имели, так сказать, точечную индивидуальную фиксацию на отдельных людях. - Жестикуляция. В данном случае жесты характеризуются осознанностью, они выполняют риторическую функцию, то есть, существенно дополняют смысл высказывания, так как имеют самостоятельное значение. Эти жесты ставятся в результате обучения, их наличие повышает статусность выступающего и является признаком профессионализма в публичной речи. При их исполнении важна не столько динамика, сколько определенное замирание жеста с его фиксацией на финальной стадии, то есть «стоп-кадр». Жест сочетается с глазным контактом и имеет вполне конкретный адресат среди аудитории. | - Поза или «стойка» должна быть зафиксирована. Это может быть трибуна или подставка для текста. - Внешний вид должен соответствовать установленному регламенту или протоколу. - Глазной контакт с дополнительной по времени фиксацией на лицах людей с учетом их статуса. - Жестикуляция. Жесты и соответствующее им эмоциональное состояние весьма сдержанно. Кинестетический ресурс уходит на второй план. - Голос. Основная нагрузка ложится на голос и его модуляции, которые передают оттенки эмоций. - Интонация и темпо-ритм речи. Интонация осознанно стандартизирована, большое внимание уделяется акцентированию речи, наличию пауз и вариациям темпа. Предпочтительный темп - замедленный. - Орфоэпия и культура речи. Ударения в словах и произношение соответствуют литературной норме. Речь обладает определенной изысканностью, образностью с использованием выразительных средств языка. | |||
особенности личности: | ||||
1. Возраст. Это молодые, эмоциональные и энергичные люди, а также люди преклонного возраста. Палитра эмоций и динамика движений будет различна. При выступлении перед подобной аудиторией нужно воздействовать на них с активным привлечением мимики и жестов и соответствующих эмоций. Более энергичные жесты для молодых и более плавные - для пожилых. 2. Образование. Люди с невысоким уровнем образования обычно общаются с активным привлечением жестикуляции. Причем жесты эти не осознаны и являются сопровождением речи. При общении с такой аудиторией (рабочие, исполнители низшего звена) необходимо использовать кинестетический ресурс. 3. Эмоциональное состояние. Если аудитория испытывает накал эмоций любой природы, будь то радость, страх, переживания и т.д., независимо от социального статуса и уровня образования, ее аналитические способности вытесняются эмоциональным планом. Это могут быть фанаты самых разных ориентации: религиозных, спортивных, политических. Выступающий в данном случае должен активно и сознательно привлекать ресурсы этого канала. 4. Толпа. При большом скоплении людей, например митинг на площади, улице, стадионе индивидуальные особенности каждого человека нивелируются, а значение отдельной личности уменьшается. Рациональные призывы к такой аудитории не имеют никакой силы, к ней можно обращаться только образно и эмоционально. «Сцепление логических рассуждений совершенно непонятны толпе, вот почему... толпа... не подчиняется влиянию рассуждений. Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам». «В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезают». (Г. Лебон «Психология народов и масс» в сб. «Психология толпы» ЭКСМО М., 2003, стр. 164, 194, 196). Здесь важен общий пафос выступления в соответствии с тем состоянием, в котором находится толпа. | ||||
Полезные советы выступающему перед «кинестетиками»: | ||||
- Поза или «стойка». Фиксация позы и места выступления - не обязательна, кроме митингов, где существует трибуна. Выступающий может ходить и не сковывать себя в движениях. - Внешний вид. Дресс-код не важен, можно одеваться демократично, свободный стиль одежды. - Глазной контакт. Не имеет принципиального значения. Можно смотреть вверх или вниз или скользить глазами по лицам слушающих. - Жестикуляция. Свободные, бытовые, привычные для национальной и социальной культуры аудитории. Они называются «иллюстраторами», т.е. в буквальном смысле иллюстрируют смысл слов. Главное - это динамика жестов. |
Типы иллюстративных жестов:
|
|
|
|
|
|
- форма, размер
- направление и характер движения
- время и место
- ритм, настойчивость
- эмоции
Иллюстраторы общепонятны и являются невербальным подкреплением речи, делая ее более наглядной, выразительной и эмоциональной.
Примерно таким образом, по мнению американских исследователей Гарибяна и Бердвистла, распределяется общий эффект от вербального и невербального воздействия при первом знакомстве с человеком. Иначе говоря, аудитория или ваш партнер в меньшей степени обращает внимание на те слова, которые вы говорите. Мнение о человеке складывается, прежде всего, на основе впечатления от его голоса и интонации, а также на основе анализа его телодвижений (мимики и жестов).
Считается, что два последних аспекта более точно передают внутреннее содержание личности говорящего (именно по ним ставится диагноз «качества» личности, то есть ее харизматичности).
|
|
Конечно, данная статистика не является аксиомой, но она заставляет нас задуматься о том, что даже хорошо составленный текст выступления еще не гарантия успеха — необходимо задуматься о голосовом и жестовом сопровождении для создания надлежащего эффекта.
ПРАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАНАЛА ВОСПРИЯТИЯ»
Люди различаются по каналам восприятия.
В таблице «Кто я?» определите свои предпочтения по одному, двум или трем каналам.