В то же время на предприятиях зачастую работает так называемая неявная, то есть не выявленная интеллектуальная собственность.
Подобная ситуация — это не только нарушение авторского права. Она чревата самыми неприятными финансовыми последствиями и для предпринимателей, и для дела в целом. Вот характерный пример.
В одной из процветающих московских фирм после анализа источников прибыли выяснилось, что основная масса денег получена за счет фактически созданного, но не оформленного изобретения. Сами руководители и работники производства знали об этом и прежде, но никто не владел навыками оформления заявок на патенты и не стремились их приобрести. Дело кончилось тем, что приехали конкуренты с предложением о сотрудничестве, ознакомились с производством, подсмотрели эту идею, оформили заявку на изобретение, получили патент и тут же написали своим «учителям» письмо с предложением заключить лицензионный договор. В противном случае пригрозили судом, штрафами и последующим банкротством.
Патентование предполагает открытую публикацию сведений об изобретении и осуществляется с целью получения прибыли в случае использования изобретения третьими лицами.
Создание изобретения → оформление заявки на изобретение → регистрация заявки → получение патента → лицензирование (заключение лицензионных договоров).
Ситуация у нас | Ситуация за рубежом |
В формуле изобретения специалист прямолинейно описывает суть изобретения*, ничего не оставляя для «ноу-хау». Описывает 1-2 из возможных вариантов использования изобретения, оставляя общую схему незащищенной. Этим успешно пользуются конкуренты, особенно зарубежные. | Патентуют общие схемы, не увлекаясь мелочами и деталями. Создают зонтичную защиту коммерчески ценной идеи за счет группы изобретений. Это делается для того, чтобы удобнее было продать патенты по одиночке или группами.Торгуют патентами и оптом, и в розницу. Этими вопросами на крупных и средних фирмах за рубежом занимаются специально обученные менеджеры инновационного бизнеса. |