Промышленный образец – художественно-конструкторские решения изделий, определяющие их внешний вид.
Примером промышленного образца является внешний вид бытовой техники. Эти изделия призваны не только выполнять свою функцию, но и быть удобными в использовании, иметь эстетичное оформление. Покупатель нуждается в надежной и долговечной бытовой технике, но это не единственные его требования. Красивая бытовая техника, выполненная в современном стиле, придает престижность домашнему интерьеру. Поэтому при равных технических возможностях удобная и эстетично оформленная бытовая техника может стоить вдвое дороже. Внешний вид изделия для определенных групп потребителей (высокооплачиваемых, высокообеспеченных) иногда играет более важную роль, чем высокие технические качества.
Лет 10-15 назад (1981-1986 гг.) наши отечественные часы большими партиями закупались некоторыми зарубежными фирмами (в том числе и швейцарскими) для того, чтобы их надежный механизм вставить в свой эстетичный корпус и как новое изделие продать по выгодной цене. И в других наших изделиях, в первую очередь бытового назначения, труд инженеров обесценивается бездарным художественным оформлением, в них отсутствует дизайнерская поддержка интересной технической мысли.
Наша электробытовая техника не уступает лучшим западным образцам, но выглядит она дешевле и проще конкурирующих аналогов, часто просто убого.
Для эффективного использования промышленного образца в производственно-коммерческой деятельности ему необходимо обеспечить государственную регистрацию от имени конкретного физического или юридического лица (получить патент).
Абстрактная рыночная стоимость патента оценщиками не определяется, так как цена патента находится в прямой зависимости от реакции на него рынка в каждом конкретном варианте применения патента.
Стоимость промышленного образца после регистрации обычно равна затратам на его создание. После начала использования патента в производстве стоимость его может существенно возрастать.
Так, стоимость патента на промышленный образец протектора всесезонной шины сразу после регистрации и до начала его использования в производстве составляла 8,2 тыс. руб. Это затраты на дизайнерское решение и расходы, связанные с регистрацией.
После изготовления опытной партии шин и их продажи потребителю, стоимость патента поднялась более чем на порядок. Когда же протектор стал воспроизводиться массовым тиражом, она составила несколько млн. руб. Обладатель патента за несколько лет превратился в миллионера.
Но патенты могут также быстро обесцениться, как и выросли: если появится новый, более привлекательный для потребителя протектор и начнется его массовое производство.






